Категории и подкатегории водительских прав в 2023 году

05.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории и подкатегории водительских прав в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ранее владельцы автомобилей с двигателями объемом менее 50 кубических сантиметров могли передвигаться по дорогам без разрешения. Однако рост числа ДТП, вызванных незнанием основных правил Правил дорожного движения, привел к необходимости реформирования действующего законодательства. В результате в 2013 году была внесена поправка в Федеральный закон 196 «О безопасности дорожного движения».

Нужны ли права на квадроцикл с двигателем до 50 кубов?

В частности, эта поправка затронула разделы 25 и 26 вышеупомянутого законодательного акта о водительских удостоверениях.

Была введена категория М, регулирующая выдачу прав на управление четырехколесными велосипедами и мопедами. Однако квадроциклы не включены в вышеуказанный список. Их использование регулируется постановлением Правительства РФ 796 от 12 июля 1999 г.

Глава 2, раздел 1 вышеупомянутого правового акта гласит, что к ним относятся транспортные средства с кинетическим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью более 4 кВт. На такие квадроциклы должны выдаваться водительские права трактора; если двигатель квадроцикла имеет объем менее 50 кубических сантиметров, он приравнивается к мопеду или полноприводному велосипеду. Поэтому двигатели объемом до 50 куб.

см приводят в движение квадроциклы. Необходимо получить водительское удостоверение соответствующей категории.

Основные требования к водителям

Требования к кандидатам в водители категории AI на квадроцикл содержит Постановление Правительства № 796 от 12.07.1999, а именно:

  • возраст от 16 лет;
  • отсутствие ограничений и противопоказаний по состоянию здоровья и психики (подтверждается справкой № 003-В/у);
  • успешная сдача экзаменов;
  • регистрация временная или постоянная, а также прохождение практики в одном из учебных комбинатов в городе/районе выдачи удостоверения;
  • отсутствие запретов на управление транспортными средствами по линии ГИБДД (если ранее было получено ВУ).

Распространенные вопросы

Несмотря схожесть названий, квадроцикл и квадрицикл – это 2 абсолютно разных транспортных средства. Если первый вид транспорта является четырехколесным мотовнедорожником, то на втором разрешено ездить по общим дорогам и трассам. К тому же для управления данными транспортами нужны разные категории ВУ: «А1» и «В» соответственно.

Если квадроцикл используется в качестве спортивного ТС, которое не участвует в дорожном движении, оформлять полис ОСАГО не обязательно. Однако при езде на транспорте в пределах города, поселка или деревни, он должен быть застрахован в обязательном порядке.

Каждый гражданин РФ, желающий управлять квадроциклом, должен получить ВУ категории «А1» или “М”. Наличие прав является прямым доказательством того, что лицо имеет необходимые знания и навыки для управления внедорожной мототехникой.

Категория водительских прав на самоходные машины в 2023 году

Общее определение для самоходного транспорта – это средства передвижения, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования. Еще одна особенность – максимальная скорость. Она не превышает 50 км/ч. Сюда обычно относят трактора, комбайны и прочую сельскохозяйственную технику. Однако этим группа не ограничивается.

Категорий/

подкатегория

Допустимый транспорт Возраст Требования для оформления
AI мототранспорт с 16 лет Медицинская справка;

Наличие профильного образования по специальностям, что связаны с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется)

AII автотранспорт общим весом менее 3,5 тонн и количеством сидячих мест не более 8+кресло водителя (аналог легковых машин) с 19 лет Наличие водительского удостоверения категории B и опыт вождения более 1 года
AIII автотранспорт, предназначенный для транспортировки грузов и весом более 3,5 тонн с 19 лет Наличие водительского удостоверения категории C и опыт вождения более 1 года
AIV автотранспорт для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 с 22 лет Наличие водительского удостоверения категории D и опыт вождения более 1 года
B гусеничные или колесные авто с мощностью двигателя до 25,7 кВт с 17 лет Мед.справка;

Наличие профильного образования по специальностям, связанным с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется)

C колесный спецтранспорт с мощностью двигателя от 25,7 кВт до 110,3 кВт с 17 лет Медицинская справка;

Прохождение обучения

D колесный спецтранспорт с мощностью двигателя более 110,3 кВт с 18 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

E гусеничный спецтранспорт с мощностью двигателя более 25,7 кВт с 17 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

F самоходные транспортные средства сельскохозяйственного назначения с 17 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

Читайте также:  Отчёт по форме 2-ТП (воздух) сдаём до 24 января

Расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца

Актуально на 2022 год

В 2022 году новых категорий не появилось. C 2013-го действуют 6 новых категорий в правах:

Внешний вид. Первые российские права были желто-розовыми, двух видов:

  • бумажные 148×105 мм;
  • ламинированные 85×55 мм.

С 2009 года выдают новые ламинированные права 85,6×54 мм, они розовые.

Данные о водителе. Вот что есть в документе:

  • фотография,
  • фамилия, имя и отчество владельца;
  • дата и место рождения;
  • дата выдачи и срок действия прав;
  • подразделение, выдавшее удостоверение;
  • номер документа;
  • регион, где живет водитель;
  • открытые категории — латинскими буквами;
  • подпись.

Нужны ли права на квадроцикл 125-200 кубов?

Необходимы права и на квадроцикл с двигателем с рабочим объемом в 125-200 см³. Здесь как раз все понятно. Выдать водительское удостоверение категории «А I» в данном случае может Гостехнадзор или Госавтоинспекция. Все зависит от наличия ПТС. При отсутствии водительского удостоверения на управление транспортным средством инспектор ГИБДД имеет право выписать штраф или даже отбуксировать квадроцикл на штрафстоянку.

Почему удостоверение тракториста-машиниста категории «A I»? Опять же возвращаемся к ПП РФ №796 от 12.06.1999, которое гласит, что все мотовездеходы должны быть поставлены владельцем на учет. А на все транспортные средства, находящиеся на учете, требуется получение водительских прав.

И еще один момент. Многие путают категории «А I» и «А1». Первая оформляется для управления мопедами, квадроциклами и снегоходами. Вторая нужна для передвижения на легких мотоциклов.

Подводные камни при сдаче экзаменов

Сдача экзамена будет проходить в непривычной обстановке. Гражданину предстоит ответить на вопросы билетов. Напряжение, сопряженное с волнением, может привести к тому, что человек забудет материал, который ранее знал безупречно. Поэтому рекомендуется многократно изучать билеты, попросив их у инструктора. Важно анализировать допущенные ошибки, дабы своевременно восполнять пробелы в знаниях. Обычно во время экзамена на получение права водить квадроцикл предоставляются те же самые билеты, которые человек учил ранее. Поэтому разобраться и найти правильный ответ не составит труда.

Практическая часть считается самым сложным этапом. Человек может растеряться от неожиданных просьб экзаменатора, не рассчитать габариты транспортного средства или угол поворота квадроцикла. Эта часть испытания носит субъективный характер. Ряд моментов можно диктовать двояко. При этом решающее слово всегда остается у экзаменатора. Ученик должен знать свои права и уметь их аргументированно отстаивать в диалоге с представителем Госавтонадзора. Важно проявлять внимательность. На площадке не стоит торопиться. Если есть возможность, лучше сдавать экзамен на транспортном средстве, на котором выполнялось обучение.

Наложат ли штраф за езду без прав на квадроцикле

Еще до недавнего времени на наших дорогах можно было встретить огромное количество квадроциклов и мопедов. Объяснялось это тем, что на эти транспортные средства не нужны были разрешительные документы, в частности права и документы о постановке на учет.

Читайте также:  Бесплатные курсы в центре занятости населения в 2022 году

С 2014 года ситуация на автодорогах изменилась. Во избежание повышенной опасности, которую создавали не знающие правил дорожного движения лихачи, на управление квадроциклом, как и мопедом, стали требоваться права и регистрация в ГИБДД. Для пользования квадроциклом, в частности, требуются права категории А, подкатегории А1, позволяющие управлять мототехникой.

Неисполнение требования закона, а равно и отсутствие прав попадает под действие Кодекса об административной ответственности. Согласно ст.12.7 штраф за езду без прав составляет от 5 до 15 тысяч рублей. Помимо штрафа может быть наложен арест на 15 суток или судом вынесено решение на общественные работы до 200 часов.

Зачем нужно проходить обучение на управление квадроциклом?

Как уже сказано выше, мотовездеходы являются мощной техникой с достаточно крупными размерами, поэтому для эффективного управления таким транспортом важно понимать физику процесса и сопутствующие моменты. Преподаватели учебных курсов рассказывает не только об основах вождения мотовездехода, но и о таких полезных вещах, как:

  • Техника безопасности при движении;

  • Преодоление препятствий и езда по сложным участкам;

  • Оказание первой медицинской помощи;

  • Обслуживание и ремонт квадроцикла.

Подводные камни при сдаче экзаменов

Отправляясь на экзамен, человек может столкнуться с рядом подводных камней, препятствующих его успешной сдаче. Первым из них выступает моральное состояние человека. Накануне экзамена на получение права водить квадроцикл начинают нервничать даже уверенные в своих силах люди. Ситуацию усугубляет волнение. Рекомендуется расслабиться и стараться вести себя так же ровно, как и на обычных занятиях.

Сдача экзамена будет проходить в непривычной обстановке. Гражданину предстоит ответить на вопросы билетов. Напряжение, сопряженное с волнением, может привести к тому, что человек забудет материал, который ранее знал безупречно. Поэтому рекомендуется многократно изучать билеты, попросив их у инструктора. Важно анализировать допущенные ошибки, дабы своевременно восполнять пробелы в знаниях. Обычно во время экзамена на получение права водить квадроцикл предоставляются те же самые билеты, которые человек учил ранее. Поэтому разобраться и найти правильный ответ не составит труда.

Практическая часть считается самым сложным этапом. Человек может растеряться от неожиданных просьб экзаменатора, не рассчитать габариты транспортного средства или угол поворота квадроцикла. Эта часть испытания носит субъективный характер. Ряд моментов можно диктовать двояко. При этом решающее слово всегда остается у экзаменатора. Ученик должен знать свои права и уметь их аргументированно отстаивать в диалоге с представителем Госавтонадзора. Важно проявлять внимательность. На площадке не стоит торопиться. Если есть возможность, лучше сдавать экзамен на транспортном средстве, на котором выполнялось обучение.

Какие права нужны на квадроцикла?

Для того чтобы ездить на квадроцикле необходимо удостоверение тракториста- машиниста с открытой категорией Al.

Из-за схожести названия многие ошибочно полагают, что для управления мотовездеходом подойдут мотоциклетные права или их подкатегория А1. Однако не стоит забывать, что удостоверение тракториста-машиниста и удостоверение водителя — это два совершенно разных документа. Водительские права выдаются для езды на транспорте, предназначенном для дорог общего пользования, в то время как нужное нам удостоверение тракториста-машиниста распространяется на внедорожную технику.

Примечание: в Москве и Подмосковье можно открыть категорию Al в удостоверении тракториста-машиниста без сдачи экзаменов — при условии, что категория А в водительском удостоверении открыта до 2000 года. Данное правило действует и в некоторых других регионах России. Уточнить информацию можно в местном отделении Гостехнадзора.

Также из-за созвучия нередко возникают вопросы по поводу подкатегории водительских прав В1, которые распространяются на трициклы и квадрициклы. Последние к квадроциклам отношения не имеют: несмотря на то, что они также являются мототранспортным средством, сконструированы они специально для движения по дорогам общего пользования. Даже визуально они больше похожи на маленький автомобиль открытого типа, нежели на мотовездеход. Так что разница между квадроциклами и трициклами — огромная, и путать их нельзя.

Читайте также:  Зачет и возврат переплаты на ЕНС с 2023 года

Надо ли проходить обучение

Для получения удостоверения категории А1 нужно сдать специальные экзамены, чтобы подтвердить свою компетентность управления транспортным средством.

Рекомендуется проходить и квалифицированное обучение, которое предоставляют следующие инстанции:

  • специальный учебный комбинат от Гостехнадзора, потому что стандартные автошколы не осуществляют обучение для управления квадроциклами;
  • самостоятельно, обращаясь за помощью к опытным в данном деле знакомым.

Также Гостехнадзор, в отличие от ГАИ допускает прохождение обучения экстерном. Но в конце него также придется сдавать квалификационные экзамены.

Они состоят их двух частей – теоретической и практической. Первый блок включает проверку знаний в сфере пользования самоходного мототранспорта, общих ПДД.

Особое внимание обращается на:

  • компетентные познания со сферой безопасного пользования транспортным средством;
  • особенностями самоходных машин;
  • знание всех деталей конструкции квадроцикла и снегохода, чтобы мочь устранять какие-либо неполадки при дальнейшей эксплуатации, не доводить до возникновения аварийной ситуации;
  • ознакомление с российским законодательством, регулирующим процесс эксплуатации транспортных средств, правилами транспортировки пассажиров и грузов, нормами охраны естественной среды;
  • знание правил устранения аварий и избегания непредвиденных ситуаций, предоставления домедицинской помощи потерпевшим;
  • осведомление ответственности за нарушение (осведомленное или ненарочное) существующих в той сфере правил.

Практическая часть в свою часть также состоит из двух блоков. Первый блок – это управление квадроциклом на закрытой площадке со специальным оборудованием, а второй – езда по разработанному пути на автостраде общего использования.

На площадке водитель показывает свои навыки в управлении самоходным транспортным средством, выполняя для этого ряд предусмотренных экзаменатором упражнений.

Они включают:

  • начало вождения на участке с небольшим подъемом. Упражнение квалифицируется кА пройденное, если при начале перемещения транспортное средство не скатилось в низ;
  • торможение на разных скоростях, включающее даже экстренные остановки;
  • разворот квадроцикла в условиях ограниченного полупространства, при этом разрешено включать заднюю скорость лишь один раз;
  • перемещение задним ходом и заезд в бокс.

А нужны ли вообще права для управления квадроциклом?

В первую очередь определим, есть ли необходимость в получении водительского удостоверения, если предстоит управлять только квадроциклом. Для начала определим тип транспортного средства.

Квадроцикл является мототранспортным четырехколесным средством передвижения, которое предназначается для езды вне дорожного полотна. По определению квадроцикл напоминает снегоход.

Если учитывать стандартные определения транспортных средств, легко прийти к выводу, что квадроцикл представляет собой мотовездеход в соответствии с ГОСТ Р 52008 — 2003.

Крайне важно учесть, что каждый вездеход, вне зависимости от его вида и характеристик, обязательно должен проходить государственную регистрацию.

Для этого надо отправиться в Гостехнадзор. Там на мототранспортное средство выдадут паспорт самоходной машины.

Подготовка к сдаче экзаменов на права категории AI

Гостехнадзор не требует от кандидата обязательного прохождения обучения. Записаться на экзамены можно после самоподготовки — изучения ПДД, правил безопасности при эксплуатации квадроциклов и отработки практических навыков вождения.

Практическая часть предполагает умение маневрировать на квадроцикле, проходить «змейку», подавать сигналы руками, не теряя управления. Для тренировки многие водители оплачивают несколько практических уроков, к теории готовясь самостоятельно.

Обучение вождению самоходной техники с нуля предлагают некоторые автошколы. В их учебные планы входит обеспечение литературой, теоретическая подготовка, аренда квадроцикла и горюче-смазочные материалы, практические занятия.

Комплексное обучение занимает 2-6 недель. Стоимость колеблется в зависимости от региона и учебного заведения от 5 до 9 тысяч рублей. В цену входят, как правило, не только подготовка, но и организация проведения экзамена и оплата госпошлины на оформление водительского удостоверения.

В Москве действует несколько учебных заведений, обеспечивающих подготовку водителей категории AI: на базе ИМЭИ (Института Мировой экономики и информатизации), Тушинский УК, Центр «Профессионал» и ГБУ «Мосстройразвитие». На их полигонах и с использованием их техники принимают экзамены инспекторы Гостехнадзора.


Похожие записи: