Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Преобразование государственного и муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество является разновидностью реорганизации юридического лица, в результате которой создается открытое акционерное общество, являющееся правопреемником унитарного предприятия.
К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.
1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:
• государственных и муниципальных унитарных предприятий;
• государственных и муниципальных учреждений;
• юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:
а) Правительство РФ, которое:
• ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
• издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
• руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
• принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
• осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.
б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:
• подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
• осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
• обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.
в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:
• осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
• обеспечивает оценку федерального имущества;
• заключает договоры купли-продажи федерального имущества.
• ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.
г) органы исполнительной власти субъектов РФ;
д) органы местного самоуправления.
В России осуществляется крупнейшая в современной истории приватизация государственной и муниципальной собственности. Отличительная черта российской приватизации состоит в том, что она принципиально изменила социально-экономическую систему общества, создала качественную новую материальную основу общественного устройства. Образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции — все это является результатом приватизации.
Актуальность темы исследования. В целом процесс приватизации в России носит довольно противоречивый характер, т.е. приватизация имеет и свои «плюсы» и свои «минусы». К последним относится, что приватизация в России осуществлялась с множественными нарушениями и без того неидеального законодательства, что привело к ряду негативных экономических и социальных последствий.
Законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества отличается противоречивостью нормативно-правых актов и характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков, которые постоянно меняются.
В целом же приватизация государственного и муниципального имущества имеет огромное значение. Она затронула практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их. Приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей.
Степень изученности темы. По степени изученности данная тема относится к довольно тщательно изученной. Вопросам и проблема приватизации посвящено большое количество работ ученых экономистов, юристов, социологов, например, таких как: Белых В.С., Борисов А.Н., Камышанский В.П., Крусс В.И., Моисеева Е.В., Петров С.И. и др. работы некоторых из них использованы в данной курсовой работе.
Целью данной курсовой работы является изучение основных вопросов, связанных с приватизацией государственного и муниципального имущества.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
— дать определение приватизации и выяснить ее сущность;
— рассмотреть основные цели приватизации;
— определить, что входит в понятие объекта приватизации;
— рассмотреть кто является субъектами приватизации государственного и муниципального имущества;
— дать анализ нормативно-правовой базы процесса приватизации;
— изучить основные способы приватизации государственного и муниципального имущества;
— рассмотреть особенности отдельных видов государственного и муниципального имущества.
приватизация государственный муниципальный имущество
Глава 4. Особенности приватизации отдельных видов государственного и муниципального имущества
Сделки, связанные с продажей имущественного комплекса унитарного предприятия.
Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке и способами, которые предусмотрены Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества. Опубликование прогнозного плана (программы) приватизации является уведомлением кредиторов о продаже имущественного комплекса унитарного предприятия. Заявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном порядке при определении состава подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия, при этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на покупателя ».
После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. С момента перехода к покупателю права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия прекращается право хозяйственного ведения унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан.
Основанием государственной регистрации перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю является:
— договор купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия;
— передаточный акт;
-документ, подтверждающий погашение задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонд.
Таким документом является справка, выдаваемая налоговым органом (управлением или инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по республике, краю, области, автономной области, автономному округу, городу, району), подтверждающая отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней по состоянию на определенную дату у конкретной организации-налогоплательщика[19].
С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан. Порядок внесения записи о прекращении унитарного предприятия в государственный реестр юридических лиц определяется Правительством РФ.
Отчуждение земельных участков. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:
— находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
— занимаемых зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
В законе установлено правило о том, что по желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет.
Аренда представляет собой вид обязательств, обусловленный договором аренды. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование[20].
Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастр. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Он ведется по единой для Российской Федерации системе.
Законодательством установлено, что одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
1). прохода или проезда через земельный участок;
2). использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3). размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4). проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора воды и водопоя;
6). прогона скота через земельный участок и др.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[21].
Закон установил и исключения для отчуждения земельных участков. В соотвестви со ст. 28 Федерального Закона «о приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель:
— лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
— общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
— не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Отчуждению также не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Кто и что может приватизировать
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.
У кого есть право | Что могут приватизировать |
---|---|
Граждане и индивидуальные предприниматели | Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости |
Юридические лица | Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость |
Федеральные и муниципальные объединения | Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее) |
Понятие и значение приватизации
Взятый государством курс на рыночные отношения потребовал решения ряда задач, в частности изменения существовавшей административно-командной системы, развития конкурентной среды, создания слоя собственников. Это можно было сделать на основе разгосударствления и приватизации. Оба эти понятия использовались как синонимы, однако постоянно велись споры о критериях их разграничения.
Законодательно понятие «приватизация» было введено Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР», где отмечалось, что «предприятия, имущественный комплекс, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий». Однако данное определение приватизации носило общий характер и требовало качественного развития на законодательном уровне.
Определение понятия приватизации
Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.
В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки — то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.
В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.
Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам. Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.
Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством. В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, — это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.
Порядок проведения в отношении жилого помещения
Отдельно рассматривается такой вид приватизации, как передача жилья в собственность. В том случае, если «покупателем» выступает простой гражданин, такая передача осуществляется практически бесплатно (платится лишь пошлина за оформление документов и проведение процедуры). Если же жильё передаётся организации, то это происходит по приведённым выше правилам продажи объектов.
Чтобы состоялась приватизация жилого помещения, необходимо, согласно ст. 4 Закона РФ №1541-1, следующее:
- дом не должен относиться к категории аварийных;
- помещение не является общежитием;
- оно не находится на территории городка при воинской части;
- оно не относится к спецфонду (например, к категории служебного жилья).
ВАЖНО: Служебные квартиры могут приватизироваться только после того, как собственник (государство или муниципалитет) переоформит их в другую категорию.
Приоритет законодательства о приватизации
Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.
Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.
Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.
Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.
Кто имеет исключительное право
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предоставлено исключительное право на приватизацию территорий собственникам жилых или нежилых построек, находящихся в их пределах. Оно означает возможность приватизации земли только одним лицом.
Данное правило действует и в отношении недостроенных объектов. Поэтому граждане, получившие наделы под строительство жилья, приобретают исключительное право с момента инициирования строительных работ – оформления документации.
Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение
Исключительным правом на приватизацию обладают и другие лица: пользующиеся участками на правах пожизненно наследуемой собственности и бессрочного пользования. Наличие такого права не предполагает обязательную бесплатность процедуры.
Земли, не подлежащие бесплатной передаче в собственность, могут выкупаться хозяевами имеющихся на их территориях строений на основе кадастровой стоимости.
От исключительного права следует отличать преимущественное право, регулируемое на уровне регионов и муниципалитетов. Им наделяются отдельные льготные категории местного населения: инвалиды, многодетные семьи и т.п. В таком случае приватизация надела третьими лицами допускается при отказе или нарушении условий обладателем преимущественного права.
При оформлении приватизации земельного участка потребуются необходимые документы. Гражданин должен подать заявление с просьбой предоставления права на земельный участок с указанием его размеров, целей использования и место расположения. Кроме этого нужен документ, удостоверяющий личность. Если земельный участок находится под домом, то потребуется его описание с кадастровым планом, и акт, предоставляющий право пользования участком. В случае если правоустанавливающие документы отсутствуют, для регистрации необходима выписка из похозяйственных книг (для дачных участков).
При платной приватизации земельного участка к названным документам необходимо приложить:
- справку из районного земельного комитета о нормативной стоимости 1 га приватизируемого земельного участка;
- справку о размере земельного участка;
- документ из налоговой инспекции о размере установленного земельного налога;
- справку из БТИ об оценочной стоимости участка;
- техпаспорт на жилой дом и надворные строения, находящиеся на земельном участке.
Разница между государственным и муниципальным имуществом
Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.
Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.
Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?
Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.
Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:
- оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
- если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
- основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
- временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
- процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.
Способы осуществления приватизации
Предусмотрены такие способы передачи прав собственности к гражданам РФ:
Реализация имущества, акций компании | через аукцион в капитале обществ, что принадлежат государству либо муниципальному органу |
Реализация акций компаний | что принадлежат муниципальным либо государственным структурам, посредством объявления конкурса |
Преобразование | государственного либо муниципального учреждения в акционерное общество |
Преобразование компании в ООО | (общество с ограниченной ответственностью) без дальнейшего акционирования |
Продажа | посредством биржевых торгов |
Продажа акций | после управления организацией доверенным лицом |
Имущественный вклад | в АО (акционерные общества) |
Реализация | без объявления стоимости |
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Итак, каков порядок и условия приватизации муниципальной собственности? Закон конкретно регламентирует порядок отчуждения гос. объектов в правомочие собственности обычных граждан, особенности приватизации. Правила планирования приватизации довольно просты.
Так, чтобы такое отчуждение было полностью законным, людям и организациям необходимо осуществить действия в следующем порядке:
- обозначение конкретного объекта недвижимости и установление формы владения для него;
- установление основания для бесплатной приватизации, если такое есть;
- подача заявление в уполномоченное учреждение, в управлении которого находиться объект;
- получение одобрения соответствующего органа;
- сбор документации для участия в процедуре;
- участие в процедуре;
- получение соответствующего соглашения с гос. учреждением;
- регистрации правомочия собственности в регистрирующем госоргане.
Каждое из вышеуказанных действий включает в себя проведение целого комплекса мероприятий, которые занимают определённое время. Не стоит надеяться на быстрое решение проблемы. Как правило, когда происходит приватизация жилых помещений муниципального жилищного фонда, то уходит полгода времени, а иногда ещё больше. Особенности приватизации заключаются в отчуждении объектов во владение обычных граждан.
Особенности приватизации таковы, что для начала необходимо определиться с объектом, что необходимо будет отчуждать от государства.
Рекомендуем ознакомиться:
Документы для приватизации земельного участка
Это может быть сделано следующими способами, которые зависят от обстоятельств:
- Лица, кому предоставлялось жильё соглашением о социальном найме, вправе приватизировать лишь соответствующую квартиру. Отчуждение жилья производится не только в пользу лица, с кем было заключено соответствующее соглашение, но и в сторону всех лиц, кто на данный момент обладает постоянной регистрацией по соответствующему адресу.
- Для тех, кто желает приватизировать земельный надел, который им выдавался для ведения подсобного хозяйства, позволяется произвести отчуждение лишь соответствующего земельного надела.
- Для тех, кто желает произвести отчуждение объекта платно, работают публичные онлайн-ресурсы, где отражаются все объекты, что имеются в ведении гос. учреждений и доступны к приватизации. Подробную информацию можно получить у соответствующих гос. учреждений.
Основание устанавливается лишь в тех случаях, когда объект недвижимости находится во владении соответствующих лиц. В таком случае основание владения также является необходимым обстоятельством для осуществления процедуры.
В целом процедура начинается с того, что заинтересованные лица подают заявление в соответствующие гос. учреждения о своём желании приватизировать тот или иной объект недвижимости.
В данном заявлении необходимо указать следующие сведения:
- данные лица, подающего заявление;
- сведения об объекте недвижимости;
- основание владения объектом (при наличии);
- прошение о приватизации.
После выдачи предварительного одобрения инициаторы процедуры приступают к оформлению документации, требуемой для приватизации.
Приватизация государственных предприятий
Как правило, гос. предприятия по заявлениям обычных граждан не приватизируются. Частные лица могут лишь инициировать данный процесс, подав соответствующее обращение в гос. орган, в чьём распоряжении находиться предприятие. Однако дата такого обращения никакого процессуального влияния оказать на процесс имущественных перемен не может. Специфика такова, что процесс регулирует не только федеральное законодательство, но и муниципальное.
Последовательность действий можно прописать лишь после того, как по процедуре для организации или физ. лица по передаче госсобственности будет вынесено одобрение. Такие гос. органы сами выносят решение о том, что предприятие целиком или частично необходимо передать частным лицам. МУП (муниципальное унитарное предприятие) является собственностью местных властей и отчуждать его по федеральным законам можно не всегда.
Осуществляется это следующими способами:
- инвестирование;
- покупка акций;
- торги и аукцион.
Можно ли приватизировать часть имущества предприятия и можно ли продать его без приватизации? В подобном вопросе необходимо исходить из хозяйственно-правовой формы предприятия.
Так, когда осуществляется приватизация государственных и муниципальных предприятий:
- в ООО необходимо купить имущество;
- в АО выкупаются ценные бумаги;
- организации унитарного характера либо продаются целиком, либо переводятся в иную хозяйственно-правовую форму.
Посредством инвестирования можно принять участие в процессе в отношении любого гос. предприятия. Однако в основном инвестирование позволяет стать лишь частичным владельцем объекта, а не единоличным.
Чтобы стать единоличным собственником гос. предприятия, придётся выкупить его целиком у государства или иных участников приватизации. Гос. предприятия, как правило, приватизируются исходя из целесообразности передачи их одному или нескольким лицам.