Что учесть перед проверкой ГИТ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что учесть перед проверкой ГИТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если инспекторы нашли нарушения, они составят предписание об их устранении в определённый срок. Устраняйте нарушения вовремя, тогда у вас будет шанс обойтись без штрафа и получить только предупреждение.
Как вы узнаете о проверке
О проведении плановой проверки инспекторы предупредят заранее не менее чем за 3 рабочих дня заказным письмом или электронным документом, подписанным электронной подписью.
Про внеплановую проверку вам могут сообщить любым способом не позднее, чем за 24 часа до начала в таких случаях:
- проверку проводят по заявлению работника;
- у вас уже прошла проверка, по результатам которой вам выдали предписание об устранении нарушений, но вы их не устранили и ГИТ назначил повторную проверку.
Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года
Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.
Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.
Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).
Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).
Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.
Проверка едет точно к нам, что делать?
И снова инженеру по охране труда не стоит паниковать. Нужно проверить, что написано в распоряжении или приказе на проведение проверки. Инспектор вправе проверять только те аспекты работы компании, которые указаны в этих документах:
- если проводится плановая проверка трудовых правоотношений, то инспектор едет не в охрану труда, а в кадры. Справедливо и обратное: если инспектор едет проверять состояние безопасности и охраны труда, проверять все, что с охраной труда не связано, ему запрещено;
- при внеплановой проверке проверяется только то, что стало предметом обращения. Например, работник пожаловался, что с ним не заключили трудовой договор. Приехала проверка из ГИТ и проверяет кадры. И тут работник вспоминает, что ему еще и респираторы недовыдали, и требует проверить еще и охрану труда. Инспектор в рамках данной проверки это сделать не сможет – у него полномочия проверить только первую жалобу. По жалобе насчет респираторов должна быть отдельная проверка.
Какие органы следят за соблюдением трудового законодательства?
Подготовиться к проверке можно, если известны причины её проведения. Важно, чтобы работодатель знал свои права и обязанности, а также то, на что имеют право инспекторы и что именно входит в их обязанности. Если руководство организации или предприятия знает обо всех актуальных изменениях трудового законодательства, то оно фактически всегда готово к любой проверке.
За соблюдением трудового законодательства в России следит Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы (государственные инспекции труда — ГИТ).
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в сфере трудового надзора:
— Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Какие бывают проверки?
Проверки по охране труда делятся на узконаправленные, например, по жалобе, и комплексные. Во втором случае комиссия включает представителей нескольких ведомств и проверяет, как работодатель соблюдает законодательство в нескольких сферах деятельности.
Кроме того, проверки бывают выездные — комиссия работает непосредственно в организации, и документарные — пакет документов предоставляется в надзорный орган руководителем организации.
Также проверки делятся на плановые и внеплановые. Периодичность плановых проверок с марта 2020 г. зависит от присвоенной деятельности предприятия категории риска. При высокой категории проверки проводятся 1 раз в 2 года, при значительно — 1 раз в 3 года, при низкой плановые проверки не проводятся.
Внеплановые проверки проводятся на основании:
- обращения граждан, профсоюза, средств массовой информации, органов исполнительной власти, заявляющих о нарушениях, которые могут причинить вред здоровью и жизни работника;
- окончания срока выполнения предписания ГИТ, которое было выдано ранее;
- жалобы о нарушении прав работника — должна быть подана и зарегистрирована в установленном порядке (по жалобе может быть проведена проверка прокуратуры по охране труда);
- запроса работника о проверке условий труда на его рабочем месте, соблюдения требований охраны труда.
Также внеплановая проверка может быть проведена на основании приказа руководителя ГИТ по распоряжению Президента РФ, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры.
О плановой проверке работодатель предупреждается за 3 дня, о внеплановой — за 24 часа или, например, при расследовании несчастного случая, не предупреждается вообще.
Проверка по охране труда длится не более 20 рабочих дней (для малых предприятий — 50 часов, для микропредприятий — 15 часов), при сложных расследованиях срок может быть продлен на такой же. Инспектор ГИТ или комиссия действуют на основании приказа руководителя ГИТ и проверяют только те документы и обстоятельства, которые непосредственно относятся к предмету проверки. Проводить проверку вне предмета, указанного в приказе, инспектор не имеет права. Во время проведения проверки инспектору предоставляется беспрепятственный доступ на территорию организации, в служебные помещения, к оборудованию.
По каким основаниям может быть инициирована внеплановая проверка?
В нашей стране трудовая инспекция представляет собой особую организацию, работа которой направлена на защиту прав граждан в профессиональной сфере. В полномочия этой инстанции входит проведение проверок, которые, в свою очередь, могут быть разделены на плановые и внеплановые мероприятия. Если говорить именно о последних, можно отметить, что для их инициирования у уполномоченного лица должны иметься определенные основания. В большинстве случаев таким основанием является жалоба, которая была получена от гражданина. Следует отметить, что право на подачу жалобы имеется у многих лиц, включая:
- текущих работников конкретной организации. Если служащий постоянно сталкивается с нарушением собственных прав со стороны работодателя, он всегда сможет подать официальную претензию в трудовую организацию;
- бывших работников тех или иных компаний. Следует отметить, что даже после увольнения у гражданина сохраняется законное право на подачу письменной жалобы. Это вполне справедливо, ведь работодатель может нарушить интересы сотрудника, например, во время непосредственной процедуры увольнения;
- другие лица, которые являются официальными представителями сотрудников либо работниками различных надзорных инстанций.
Если говорить о непосредственных причинах подачи жалоб в трудовую инспекцию, сразу следует отметить, что они могут быть связаны с самыми различными нарушениями со стороны работодателя. К наиболее распространенным из них можно отнести следующие:
- Задержку работодателем причитающейся сотрудникам заработной платы либо неправомерный отказ в начислении положенных денежных средств. Данную причину можно назвать наиболее распространенной. К сожалению, очень многие работодатели пытаются сэкономить на своих сотрудниках и всячески избегают исполнения своих финансовых обязательств.
- Игнорирование работодателем ранее выданного трудовой инспекцией предписания. После каждой проверки, в случае обнаружения тех или иных нарушений в организации, работодателю может быть выдан данный документ. В большинстве случаев в него включаются сведения относительно точных сроков, в которые обнаруженные нарушения должны быть устранены. Выданное директору предписание является обязательным для исполнения.
- Нарушение работодателем законных прав сотрудников на получение различных социальных гарантий. Сюда можно отнести, например, возможность регулярного оформления оплачиваемого отпуска, предоставление работодателем компенсации за период нахождения служащего на больничном и т.д.
Проверка документов на этапе формирования плана проверок
В зависимости от основания проведения проверки подразделяются (ст. 9, 10 закона № 294-ФЗ):
- на плановые (проводятся на основании годового плана);
- внеплановые (по заявлению, обращению и т. д.).
В плане проверок перечисляются лица, в отношении которых будут проводиться проверочные мероприятия, и сроки проведения проверки.
При его формировании учитываются:
- 3-летний срок, прошедший с момента госрегистрации или последней проверки лица (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ);
- наличие или отсутствие повышенного риска нарушений (ст. 8.1 закона № 294-ФЗ).
В соответствии с п. 31 адмрегламента анализ начинается в 3 квартале года с изучения:
- материалов предыдущих проверок и их результатов, включая структуру и типологию нарушений трудового законодательства;
- причин задолженности по зарплате;
- сведений о работодателях, задерживающих выплату заработной платы;
- состояния условий, охраны труда и травматизма и др. информации.
Эти сведения используются для реализации риск-ориентированного подхода. Уровень риска, в зависимости от которого устанавливается частота проверок, определяется по формуле, в которой весомая роль принадлежит индивидуальным коэффициентам, определяемым на основании (п. 10 положения № 875):
- отчетности о результатах надзора за 3 предшествующих года;
- сведений о травматизме за 3 года;
- сведений о долгах по зарплате за предыдущий год.
Пределы проверки документов трудинспекцией: возможности и ограничения
В соответствии с подп. «б» п. 13 положения № 875 инспекторы вправе запрашивать и безвозмездно получать документы, объяснения и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Таким образом, право получать материалы не является неограниченным.
Ограничения этого полномочия можно сгруппировать следующим образом:
- Ограничение по срокам. Право требовать представления каких-либо документов и сведений существует только в рамках проводимой проверки. Запрещается направлять запросы до начала проверки (абз. 29 п. 7 адмрегламента), а также превышать сроки проверки без соблюдения установленной процедуры продления (абз. 26 п. 7 адмрегламента).
- Ограничение по объему, основанное на целях проверки. Должностные лица Роструда не имеют права проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, и требовать представления материалов, не являющихся объектами проверки или не относящихся к ним, а также не вправе изымать оригиналы (абз. 22, 23 п. 7 адмрегламента).
- Ограничение по предмету (применимо только к плановой проверке).
Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке?
Запрашивать трудинспекция при проверке может любые документы, которые требуются с целью контроля и за любой период времени. Если документы или информация к предмету проверки отношения не имеют, проверяющие инспекторы не вправе их запрашивать. Не имеют право госинспекторы запрашивать и такие документы, которые уже имеются в электронной базе других госорганов. Они получают путем обмена между органами. Выделить один единственный перечень документов, который трудинспекция запрашивает при проверке невозможно. Он определяется в зависимости от целей проверки для каждого конкретного случая индивидуально. Содержится этот перечень в приказе о проверке компании.
Рассмотрим, какие документы могут запрашивать трудинспекторы:
- Учредительные;
- Документы, подтверждающие полномочия руководителей;
- Договора с работниками;
- Личные карточки работников;
- Трудовые книжки, книгу их учета, приказ ответственного за их ведение;
- Штатное расписание;
- Кадровые приказы;
- Правила трудового распорядка;
- Нормативные акты компании (Положение об оплате, о премировании);
- Документы, подтверждающие отсутствие долгов по оплате труда;
- Другие документы по зарплате;
- Табель учета рабочего времени;
- Иные документы.
Все документы компании обязаны предоставить в трудинспекцию в срок до 10 рабочих дней. Оригиналы документов предоставлять не нужно, подают копии, заверенные подписью руководителя, либо уполномоченного лица, а также печатью компании. Документы также могут быть представлены в электронном виде, в этом случае порядок их передачи определяется законом №294-ФЗ.
Закон №294-ФЗ от 26.12.2008 | «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» |
Приказ Минтруда России №354н от 30.10.2012 | «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой по труду и занятости» |
Как проходит выездная плановая проверка
Алгоритм действий проверяющего примерно одинаковый во всех организациях.
- Согласно графику проверки трудовой инспекции на 2023 год инспектор приезжает на предприятие. Предъявляет своё служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки.
- Проводит проверку документов кадровой службы: трудовые договора, трудовые книжки, приказы по кадрам и т.д.
- Проверяет бухгалтерскую документацию (все бумаги, касающиеся оплаты труда).
- Изучает документы по охране труда.
- Составляет акт проверки, в котором указываются обнаруженные нарушения. Документ составляется в 2 экземплярах: первый – для инспектора, второй – для проверяемой организации.
Основания для проведения проверки
Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:
— при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;
— при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:
— задержка выплаты или невыплата заработной платы;
— неверный расчет компенсаций при увольнении;
— невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;
— отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;
— некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
— несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.
— при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;
— по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.
За нарушение архивного законодательства руководителя компании могут привлечь к административной ответственности.
Наказание может быть в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей (ст. 13.20 КоАП РФ).
Рассматриваемый нами порядок предоставления документов, не распространяется на расследования несчастных случаев на производстве (п. 5 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Если поводом к проведению проверки послужило обращение работника о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан и при проведении проверки выявлены нарушения установленного порядка расследования несчастного случая, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве, то инспектор вправе самостоятельно провести его расследование в порядке, установленном ст.ст. 229.2, 229.3 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73.
Что проверяет ГИТ при плановой проверке?
Надзорная деятельность трудовой инспекции направлена на обнаружение любых нарушений законодательства о труде и привлечение виновных в них лиц к ответственности. Для этого законом как раз и предусмотрена такая форма надзора, как проведение плановых и внеплановых проверок (ст. 356 ТК РФ).
Методические рекомендации (подп. 2.6 п. 2) выделяют комплексные и тематические плановые проверки ГИТ. Предмет первых — соблюдение трудового законодательства в целом (по основным институтам трудового права). Тематические проверки могут касаться определенного аспекта трудовых отношений, например:
- их надлежащего оформления;
- оплаты труда;
- заключения коллективного договора;
- рабочего времени и времени отдыха;
- предоставления гарантий и компенсаций;
- обеспечения средствами индивидуальной защиты;
- оформления и расследования несчастных случаев на производстве;
- соблюдения трудовых прав женщин и т. д.
На практике в планах в качестве цели проверки указывается «соблюдение законодательства о труде и об охране труда». Предугадать заранее, что именно будет интересовать инспекторов, вряд ли возможно.
ГИТ также вправе проверять выполнение предписаний об устранении нарушений и проведении мероприятий по их предотвращению, выданных по результатам ранее проведенных проверок.
Соблюдение работодателем условий локальных нормативных актов (ЛНА), коллективных и трудовых договоров прямо не включено в предмет проверок ГИТ. Но обязанность по их исполнению установлена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Поэтому проверки проводятся и в этой части.