Штраф за зимнюю летнюю резину летом, зимой в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за зимнюю летнюю резину летом, зимой в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В начале лета, 2 июня 2023 года, было официально опубликовано Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 №837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Штраф в 500 руб. последует, если на машине установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август). При этом в новой редакции документа последовали некоторые поблажки для автомобилистов: в прошлых редакциях штраф грозил в целом за поездки на зимней резине летом, теперь же накажут только за «шипы».
Суммы штрафов за неправильную резину с 01.09.2023
Постановление расширяет перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. В том числе, прописаны там и требования к шинам. Данное Постановление как раз приводит ПДД и КоАП РФ к соответствию с Техническим регламентом Таможенного союза. Так, согласно тексту Постановления, штраф в размере 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ будет грозить в случае выявления следующих нарушений:
- транспортные средства категорий M1 и N1, не укомплектованы зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль);
- транспортные средства укомплектованы шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Аналогичный штраф будет грозить, если зимние шины установлены не на всех колесах транспортного средства.
Штраф может грозить даже при использовании летом стертой зимней резины, ведь в постановлении теперь установлен прямой запрет. Также следует учитывать, что зимние и летние шины отличаются не только высотой и рисунком протектора, но и составом резины.
Поправки вступят в силу с 1 сентября 2023 года. Таким образом, уже с декабря 2023 года водителям будет грозить штраф за езду на летней резине, а с июня 2024 года — за шипы летом.
Как докатывать фрикционки летом
Ещё раз подчеркнём, что ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные покрышки летом. Докатывать их можно лишь при строгом соблюдении ПДД и должных навыках в управлении автомобилем. Оставаться на «зиме» рекомендуется лишь непродолжительное время, за которое можно подкопить средства на новые покрышки. И вот почему:
-
зимние шины имеют относительно плохое сцепление с асфальтом;
-
такие покрышки увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость в летний период;
-
протектор зимних шин не может выводить из пятна контакта большое количество воды – эффект аквапланирования наступает раньше;
-
фрикционные шины летом быстро изнашиваются.
Ответственность за покрышки не по сезону
Штрафы за эксплуатацию авто с зимними шинами летом КоАП не установлены. Но новый закон содержит несколько статей, предусматривающих наказание за неправильное использование резины. Когда штрафуют автолюбителя:
- Эксплуатация автотранспорта с потертыми шинами, с недостаточной высотой протектора. С 2015 года минимальная глубина: 0,8 мм – для ТС группы L; 1 мм – для O 3-4 и N 2-3; 1,6 мм – O 1-2 и N1, M1; 2 – M 2-3. Остаточная высота на зимних покрышках – 4 мм. За несоответствие данным нормам предусмотрен штраф.
- Установка на ось машины резины различного типа: липучки и шипованных, с разной высотой протектора, изношенных и новых покрышек.
Несоблюдение данных требований расценивается, как эксплуатация ТС с технеисправностями, за что предусмотрена административная ответственность – штраф 500 рублей (КоАП ст.12.5 часть 1). При ДТП, водитель авто с резиной не по сезону несет дополнительное наказание, если в результате аварии человек получил серьезные травмы или погиб.
Всесезонная резина может использоваться и зимой, но только при наличии соответствующей маркировки – «M * S» (снег и грязь). В других ситуациях эксплуатация авто, оборудованных покрышками без особой пометки, запрещено. Но законом штраф за это не установлен.
Юридическая сторона вопроса
Что касается невозможности эксплуатации шипованных покрышек летом, существует такой закон. Можно ли летом ездить на зимней резине без шипов будет решать сам владелец авто, так как этот момент в законе не прописан. Вас не смогут оштрафовать за езду на «липучке» в летние месяцы, но у этого процесса существует множество оговоренных минусов.
Все существующие правила, касающиеся езды летом на нешипованной резине, носят рекомендательный характер. Ответственность водителей за использование таких покрышек законодательством на данный момент не установлена. Однако стоит учитывать, что многие страховые компании отказываются выплачивать компенсацию при использовании несоответствующей сезону резине. Также трудности могут возникнуть при прохождении техосмотра, а результаты отображаются в диагностической карте, так как протектор может быть стерт до недопустимого состояния. Кроме того, резина испортится очень быстро и на следующий зимний сезон вам придется покупать новый комплект покрышек.
Законом установлен срок оплаты штрафа — 70 дней.
Для этого существует несколько способов:
- в кассе части ГИБДД;
- в любом почтовом отделении;
- через платежные системы: Вебмани или Яндекс.Деньги;
- через мобильное приложение Сбербанк-онлайн;
- через терминалы Киви и другие;
- на сайте: ГИБДД или портале Госуслуги;
- через кассовый центр банка.
Какой размер взыскания
Прямого штрафа за такое нарушение нет. Это принятая новость для водителей, которые любят эксплуатировать не ту резину. В текущем году даже при эксплуатации зимней резины в летнее время никто не имеет права выписать штраф.
Поэтому четко нужно знать свои права. На практике инспектор может попытаться выписать наказание в виде взыскания. Но при этом он должен составить протокол и в нем обязательно указать нарушение с ссылкой на норму, которую нарушает водитель. И здесь самое интересное: напрямую указать какую-то статью нет возможности, поскольку она не указана в КоАП.
Теоретически инспектор может применить ст. 12.5 КоАП, где упоминается штраф за езду, которая запрещена в конкретных условиях. И тогда наказание составит 500 рублей. Правда, сами условия определены не тем Кодексом, а ПДД. А мы помним: в ПДД нет никаких условий относительно запрета на шины. Получается правовая коллизия. И если четко нивелировать данными аргументами доказательствам инспектора, то штрафа можно и избежать.
За какие зимние шины не оштрафуют летом: полезный лайфхак
Начинающие и неопытные автолюбители, которые решили не снимать зимние шины летом, руководствуются простыми логическими умозаключениями. Если шина работает в снегу и на льду, то она будет вполне эффективна и на мокром, а также сухом асфальте. Даже больше – некоторым кажется, что зимние покрышки в летний период более безопасны. Факторы возможных рисков ДТП не являются главными в таких случаях. Основной фактор, заставляющий не переобувать машину, – это экономия. При этом такая экономия всего лишь разовая.
Существуют и такие покрышки. Есть мнения, что они универсальны. Да, это так. Но следует учитывать, что они предназначены для стран с мягким климатом, где не бывает серьезных температурных перепадов. В большинстве регионов РФ всесезонная резина малоэффективна. По причине особенного состава износ в данном случае еще быстрее, чем летней или зимней резины.
Есть ли штраф ГИБДД за использование летних шин в зимний период и сколько?
Вопрос относительно смены зимних и летних шин в России на сегодня ничем НЕ регламентируется, и водителям не нужно бояться штрафов за использование летней резины зимой, или санкций за другой вариант не подходящей по сезону авторезины — просто потому, что таких штрафов нет! Автовладельцы по своему усмотрению принимают решение о замене летних шин на зимние, опираясь на погодные условия и температуру воздуха. Если говорить о конкретных датах, то в средней полосе России негласными ориентирами являются 15 ноября для смены резины с летней за зимнюю, и 15 марта — для перехода с зимней резины на летнюю.
Безусловно, эти даты довольно условные, и в тех или иных регионах Российской Федерации они отличаются. Водители, опираясь на здравый смысл, при смене шин делают упор не на даты, а на погодные условия, То есть если на календаре уже весна, а на дорогах еще лежит снег и прогноз обещает гололедицу, то «переобуваться» в летнюю резину никто не будет. И если в теплом Крыму или в Сочи в ноябре, а порой даже в декабре, наблюдается солнечная, теплая погода, и дорожное покрытие сухое и чистое, то водители вряд ли перейдут на зимнюю резину в срочном порядке.
Если изучить Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», то выяснится, что для российских автомобилистов он принес новые правила. В этом техническом регламенте в пункте 5.5 Приложения №8 имеются такие положения об использовании тех или иных автомобильных шин в разные времена года:
- На летней резине можно ездить с июня по август (она должна быть нешипованной).
- С декабря по февраль водителям можно принимать участие в дорожном движении, находясь за рулем машины, «обутой» в зимнюю резину (шипованной или нет).
- В регламенте ТС 018/2011 вы не найдете понятия «всесезонная резина».
- Соблюдение норм по предельному износу резины – обязательно.
На уровне региональных властей допускается изменять месяцы установленного запрета на использование шин по сезону – данные нюансы должны быть зафиксированы нормативными региональными актами.
Летние шины | Зимние шипованные шины | Зимние неошипованные шины | |
Зима (декабрь — февраль) | + | + | |
Весна (март — май) | + | + | + |
Лето (июнь — август) | + | + | |
Осень (сентябрь — ноябрь) | + | + | + |
Если говорить о том существует ли штраф за зимнюю резину летом, то уже на протяжении долгого времени этот вопрос остается нерешенным. На первом этапе обсуждений были предложения за подобные нарушения установить штраф в размере 5000 рублей – но такая инициатива не нашла одобрения у депутатов. Были и другие предложения относительно размера штрафа за езду летом на зимней резине.
Штраф использование летней резины в зимний период в 2020 году
Штрафа за использование летней резины в зимнее время на сегодняшний день нет. Дело в том, что требования о порядке эксплуатации автомобилей установлены не только вышеупомянутым Техническим регламентом, но и Основными положениями о допуске транспортных средств в эксплуатацию, утвержденном Постановлением Правительства от 23 октября 1993 года № 1090. Административная ответственность наступает только за нарушения Основных положений, но не Технического регламента. В приложении к Основным положениям приведен Перечень неисправностей, при которых нельзя ездить на машине. И каких-либо требований относительно сезонного использования резины не предусмотрено. Соответственно и применить ответственность к тем, кто шины на зиму не менял, не смогут.
В КонсультантПлюс есть множество готовых решений, в том числе о том, можно ли использовать летнюю резину на автомобиле зимой и предусмотрен ли штраф за это нарушение. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете оформить пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Опасно ли ездить на зимней резине летом
Среди автовладельцев сложилось мнение, что несмотря на очевидную разницу в поведении летних и зимних шин в летнее время, при обычном движении это отличие будет не столь значительным и еле ощутимым.
Но проведенные тест-драйвы доказывают обратное. Это крайне опасно!
Работники финского журнала Tekniikan Maailma («Мир Техники») сравнительно недавно организовали эксперимент по эксплуатации летних и нешипованных зимних шин. По результатам теста оказалось, что отличия между двумя вариантами покрышек в летний период особо заметны при движении по мокрому асфальту и при необходимости непредвиденного торможения.
При испытании на аквапланирование летняя резина всплывала на специально залитой водой дороге при скорости движения 84,1 км/ч. Для зимних шин этот показатель был значительно ниже – негативный результат проявился уже с 69,5 км/ч.
Испытания на эффективность тормозной системы с 80 до 5 км/ч дали следующий результат: автотранспорт на летней резине затормозил на расстоянии в 28,9м, на зимней – дистанция перевалила отметку в 43 метра. Разница кардинальна!
Само собой, напрашивается вывод: зимние покрышки не стоит эксплуатировать в летний период времени.
Данное решение солидарно с рекомендациями фирм-производителей шин относительно применения зимних покрышек летом.
Итоги всего сказанного
Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что ездить на несоответствующей времени года резине очень опасно. Особенно это касается летних покрышек в холодную пору. Не нужно экономить на таких вещах, поскольку это создаёт опасную ситуацию на дороге. Фактически, вы являетесь потенциальной угрозой для окружающих.
- Несмотря на то, что штрафа за езду на шинах «не по сезону» нет, ни в коем случае не стоит игнорировать этот вопрос.
- Большинство несчастных случаев происходит из-за глупости самих автовладельцев. К примеру, передвигаться на изношенных колесах не менее опасно. Особенно на грузовых транспортных средствах, где большая высота покрышки. При взрыве колеса машину резко ведёт в сторону. Хорошо, если это будет обочина или кювет, а не встречная полоса.
- Помните, что менять нужно весь комплект. На всех осях должен быть один тип шин, иначе беды не миновать. В крайнем случае, можно воспользоваться цепями. Это всё-таки лучше, чем ничего.
- Следить за состоянием своего транспортного средства необходимо каждому. Нужно помнить, что дело не в вероятном штрафе, а в аварийной ситуации, которую создаёт водитель, эксплуатируя резину не по сезону. Мало того, что из-за этой нелепости легко погибнуть, но ведь можно лишить жизни и ни в чём не виновных людей. И когда причиной всего этого является экономия нескольких тысяч, становится очень грустно.
- Если по каким-то причинам вы не можете «переобуть» свой автомобиль, лучше пока передвигайтесь на общественном транспорте. Это спасёт и вас, и окружающих.
Когда лучше переходить на зимнюю резину?
Нет никаких требований ГИБДД относительно таких условий, как:
- при какой температуре переобуваться,
- с какого числа до начала официальной зимы (декабря) менять шины,
- наличие наледи на дорожном покрытии.
Есть только обязанность эксплуатировать машину с зимними покрышками в декабре, январе и феврале.
Но по опыту автолюбителей можно выделить 2 основных этапа переходящих на зиму:
- те, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально делать, если Вы часто ездите по трассе, Ваш автомобиль не очень устойчив в поворотах и/или летняя резина уже изрядно изношена; также есть смысл, если у Вас липучки – они, после того, как первый снег оттает, не испортятся на чистом асфальте,
- те, кто переобувается, когда начнётся настоящая зима – если Вы ездите преимущественно по городу, у Вашего авто полный привод, то этот подход для Вас.
Штрафы за езду зимой на летней резине
Если водителя на летней резине зимой не пугает потеря самого ценного – себя и автомобиля, то вряд ли его напугает штраф за нарушение ПДД.
Тем более, что прямого запрета на пользование летними шинами зимой нет – Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» предписывает передвижение автомобилей на ошипованной резине с 1 декабря до 1 марта, но штраф за его нарушение документом не предусмотрен.
Административный кодекс предусматривает наложение штрафа за нарушения безопасности движения согласно 12-й главы КоАП в размере 500 рублей. В трактовке инспектора ГИБДД нарушения безопасности дорожного движения понимаются в широком смысле, и двигаясь в плотном трафике по зимней дороге на летних шинах, вы рискуете гораздо большими неприятностями, чем штрафом в полтысячи рублей, который законодатели вскоре обещают увеличить в 4 раза.
Контраварийная подготовка водителей, анализ причин ДТП, их предотвращение и выход из опасных дорожных положений должны улучшить общую картину безопасности на дорогах. Обучение правильному вождению до наступления события намного эффективнее административных штрафов и сократит расходы по судовым искам ГИБДД к неопытным водителям.