Как расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Принимать решение об одностороннем отказе можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта
Указанная позиция находит отражение в правоприменительной практике. Так, в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2022 г. N 21АП-2846/22 по делу N А84-1407/2021 рассмотрена апелляционная жалоба заказчика на решение суда первой инстанции, признавшего недействительным односторонний отказ заказчика от исполнения гражданско-правового договора и взыскавшего с заказчика стоимость выполненных работ по договору.
Между заказчиком и исполнителем был заключен договор на оказание услуг по обследованию объектов медицинских организаций. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с невыполнением исполнителем работ в установленный срок, а также нарушением качества их выполнения и уведомил об этом исполнителя. Исполнитель не согласился с решением заказчика. По его мнению при заключении и исполнении договора заказчик действовал недобросовестно, неоднократно препятствовал исполнителю исполнить надлежащим образом договор. Он указал также, что им были оказаны услуги в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства и условий договора.
Комиссия УФАС не включила сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), поскольку не нашла доказательств недобросовестного характера поведения исполнителя.
Далее исполнитель обратился в суд первой инстанции с иском о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, а также заявил требование о взыскании стоимости выполненных работ по договору. Судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, по результатам которой зафиксированы недостатки результатов выполненных работ, которые носят устранимый, не существенный характер и подтверждена стоимость фактически выполненных исполнителем работ. Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2012 N 12888/11, сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа заказчика от подписания актов и оплаты работ.
Суд первой инстанции сделал вывод, что основания для одностороннего расторжения договора в связи с нарушением его существенных условий отсутствовали и обязал заказчика оплатить исполнителю стоимость выполненных работ в сумме, определенной в экспертном заключении. Апелляционный суд не стал пересматривать дело.
Необходимо соблюдать сроки, установленные ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ для направления информации и документов в реестр контрактов
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан направить информацию о расторжении контракта для размещения в реестре контрактов в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта. Указанная норма закона обязывает заказчика также направить в реестр контрактов решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписанное с использованием ЕИС, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения. Кроме того, в течение 5 рабочих дней в реестр контрактов направляется информация и документы о применении мер ответственности в случае нарушения контрагентом или заказчиком условий контракта (в частности, требование заказчика об уплате контрагентом неустойки (штрафа, пени)).
За неразмещение или нарушение срока размещения сведений в реестре контрактов должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ ( административный штраф в размере 20 тысяч рублей).
Например, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком своих обязательств по контракту. Контракт был расторгнут. Комиссия УФАС включила сведения о подрядчике в РНП, но по результатам проверки установила, что заказчик не направил в установленный срок в реестр контрактов информацию об исполнении контракта, а именно требования об уплате неустойки, предъявленные заказчиком подрядчику. В итоге заказчика признали нарушившим ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, а в действиях должностного лица выявили признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст .7.31 КоАП РФ (см. решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 августа 2022 г. N РНП-31171эп/22 (извещение N 0848300060622000217)).
РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ ИСПОЛНИТЕЛЕМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ПОСТАВЩИКОМ)
В соответствии с пунктом 19 ст. 95 исполнитель (подрядчик, поставщик) также имеет право принять решение и расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в случае если в контракте было прописано право заказчика принять решение об расторжении контракта в одностороннем порядке.
Исполнитель (подрядчик, поставщик), не позднее трёх рабочих дней с даты принятия решения, уведомляет заказчика о принятом решении, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному заказчиком в контракте или телеграммой, или по адресу электронной почты, либо другими средствами доставки, обеспечивающими получения исполнителем, подтверждения о его вручении адресату.
При этом датой уведомления заказчика считается дата получения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику уведомления о решении исполнителя расторгнуть контракт, при этом решение о расторжении контракта вступает в законную силу через десять дней после уведомления заказчика.
Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70136 «О действиях заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки»
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы (далее — Департамент), рассмотрев обращение ГКУ по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части действий заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки, сообщает следующее.
На примере одностороннего отказа от исполнения контракта Минфин в письме от 25.10.2017 N 24-03-08/70001 напомнил о двух основных правилах из Гражданского кодекса РФ об исчислении сроков.
Письмо ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения»
Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), сообщает следующее.
Соответствие поставляемого товара требованиям заказчика
Как мы помним, заказчик обязан расторгнуть контракт и в случае, если поставляемый товар перестал соответствовать установленным в документации требованиям. Но что это значит?
В первую очередь следует обратить внимание на установленный запрет на допуск к закупкам промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, а также запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, при закупках для нужд обороны страны и безопасности государства (п. 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616).
Участник может подтвердить соответствие товара требованиям, обозначенным в Постановлении № 616, предоставив заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ (если такое предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт (п. 10 Постановления № 616).
Однако в ходе выполнения контракта могут произойти изменения в указанной области. Например, поставщик оказывается не в состоянии поставить товар страны происхождения, которая предусмотрена контрактом. Или при производстве товара изменились производственные операции, и товар уже не подпадает под действие Закона о контрактной системе в части импортозамещения. Или истек срок действия заключения Минпромторга. Как уже говорилось, в этом случае заказчик обязан расторгнуть контракт.
Если контрактом предусмотрено право заказчика на одностороннее расторжение контракта в соответствии с нормами закона № 44-ФЗ и ГК РФ, то заказчик вправе это сделать, составив решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направив его исполнителю. Решение об одностороннем отказе и будет являться основанием для расторжения договора. Для соблюдения надлежащей процедуры необходимо также осуществить следующее:
- разместить электронную версию решения в ЕИС. На сайте ЕИС для этого предусмотрен реестр дополнительной информации о закупках, контрактах;
- направить решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте;
- направить решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, иным способом, позволяющим зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.
Возможна ли отмена решения об одностороннем отказе от исполнения контракта
При устранении поставщиком допущенных нарушений, которые стали основанием для расторжения договора, заказчик должен отменить вынесенное им решение. Для отмены решения о расторжении договора должно одновременно соблюдаться два условия: поставщик устранил недостатки и компенсировал заказчику расходы на проведение экспертизы. Несоблюдение одного из этих условий позволяет заказчику отказаться от отмены решения.
Решение об отмене одностороннего отказа заказчику следует отменить в ЕИС уже на следующий день после устранения поставщиком всех допущенных нарушений. Для этого в ЕИС закупке присваивается статус «недействительная» через личный кабинет заказчика. Для отмены решения нужно выбрать опцию «Дополнительная информация о закупке, контракте», перейти во вкладку «Документы» и нажать на гиперссылку «Отметить дополнительную информацию, как недействительную».
Если вы поставщик, вы так же имеете право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если это право есть у Заказчика, даже если это не оговорено текстом контракта. В вашем случае все проще: если Заказчик нарушает существенные условия контракта, (в том числе неоднократно, сроки оплаты) у вас есть право удивить Заказчика односторонним расторжением контракта. Порядок уведомления точно такой же как у Заказчика, за той лишь разницей что вы ничего в ЕИС не размещаете. Удивительно, но Заказчик не всегда знает, что делать в таких случаях.
Важно помнить, что любое нарушение допущенное Заказчиком, не зафиксированное вами на бумаге или иным образом, не имеет никакой доказательной силы.
Одностороннее расторжение по инициативе поставщика
Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.
Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.
Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.
Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
Если ФАС, когда рассмотрит вопрос о включении поставщика в РНП, не найдет оснований для одностороннего расторжения контракта, то это станет основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, которое предусмотрено ч. 6 ст. 7.32 КоАП | Письмо ФАС № ИА/18794/19 от 12.03.2019 | |
Отказывайтесь от исполнения, если есть существенные нарушения условий | Письмо Минэкономразвития № Д28и-880 от 08.04.2016 | |
Поставщик обязан соответствовать требованиям на момент подачи заявки. То есть если поставщика не было в РНП во время подачи заявки, а в период заключения госконтракта или в ходе его исполнения он в него попал, нельзя расторгать | Письмо ФАС № АЦ/40483/15 от 06.08.2015 |
Одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ
Сегодня поговорим об одностороннем расторжении контракта по 44-ФЗ. По сути это является вынужденной крайней мерой, к которой в критической ситуации могут прибегнуть и заказчик, и поставщик. Поэтому данное видео будет полезно и заказчикам, и поставщикам.
И заказчик, и поставщик имеют право в одностороннем порядке расторгнуть контракт, но при условии, что такая возможность была изначально предусмотрена положениями закупочной документации и проектом контракта. В противном случае расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Разумеется, у каждой из сторон должны быть для этого веские основания.
Основанием для одностороннего расторжения контракта со стороны поставщика может служить ситуация, когда заказчик:
- необоснованно отказывается принимать товар (работы, услуги);
- нарушает существенные условия контракта (например, сроки авансирования или оплаты). Что и как делать поставщику в этой ситуации мы подробно разбирали в отдельном видео, ссылка в описании;
- создает условия, при которых поставщику невозможно исполнить свои обязательства (этот факт устанавливается и фиксируется независимыми экспертами);
- отказывается пересмотреть цену контракта, если по независящим от поставщика причинам произошло существенное удорожание поставляемых товаров или материалов, используемых для выполнения работ (актуально для контрактов сроком более 3 лет и суммой свыше 500 млн рублей).
Основанием для одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика может служить ситуация, когда поставщик:
- поставил товар (выполнил работу, оказал услугу), не отвечающие оговоренным в контракте характеристикам;
- недобросовестно исполняет обязательства по контракту, например, существенно нарушает сроки поставки;
- не приступает к выполнению работ, поставке товаров, оказанию услуг;
- исполняет обязательства по контракту таким образом, что становится очевидно, что они не будут выполнены в срок, предусмотренный контрактом;
Итак, условиями контракта предусмотрено его одностороннее расторжение и у той или иной стороны наступило достаточное для этого основание. Давайте рассмотрим алгоритм действий каждой стороны в этой ситуации.
Алгоритм действий заказчика:
- принять решение об одностороннем расторжении контракта и оформить соответствующий документ;
- разместить решение о расторжении контракта в Единой информационной системе.
- в срок не позднее 3 дней с момента размещения решения в ЕИС уведомить поставщика, используя средства, позволяющие зафиксировать факт получения этого уведомления. Заказчик обязан уведомить поставщика 2 способами одновременно: заказным письмом и одним из следующих вариантов: электронная почта, телеграмма, факсимильная связь.
- дождаться, когда поставщик получит уведомление (если такового подтверждения не удается получить, то поставщик считается уведомленным по истечении 30 дней с момента размещения решения в ЕИС);
- с момента получения уведомления поставщику дается 10 дней на устранение нарушения. Если поставщик нарушения устранил, то заказчик обязан отменить решение.
- если нарушения не устранены, то контракт расторгается, соответствующие сведения размещаются в ЕИС.
- далее в течение 3 дней сведения о поставщике направляются заказчиком в ФАС с последующим включением в Реестр недобросовестных поставщиков. Это является обязанностью заказчика.
Важно! Включать или нет поставщика в РНП будет решать ФАС, односторонний отказ заказчика не означает автоматическое попадание компании в РНП.
Если (по мнению поставщика) заказчик инициировал одностороннее расторжение контракта, не имея на то достаточных оснований, или каким-либо образом нарушил алгоритм предписываемых законом действий, то это повод обратиться в ФАС. Если ФАС выявит признает решение заказчика незаконным, то его обяжут данное решение аннулировать. Составить и направить жалобу в ФАС можно самостоятельно, а также при помощи профессионалов — во втором случае исключается риск того, что жалобу отклонят по формальным признакам. Сделать это можно, например, при помощи ПРОФИ — онлайн сервиса юридической поддержки участников закупок.
Алгоритм действий поставщика:
- принять решение об одностороннем расторжении контракта и оформить данное решение в письменном виде;
- приложить доказательства и уведомить заказчика таким образом, чтобы можно было зафиксировать факт получения уведомления. Желательно сделать это по всем доступным каналам, всю контактную информацию следует брать из контракта;
- если по истечении 10-дневного срока заказчик устраняет нарушение, то поставщик обязан отменить решение.
- по истечении 10-дневного срока контракт считается расторгнутым.
Что происходит с гарантийным обеспечением исполнения контракта в случае одностороннего расторжения контракта?
Если обеспечение было внесено в виде денежных средств на счет заказчика, то заказчик его удерживает. Условия и порядок удержания обеспечения заказчиком определяются условиями контракта. Если обеспечение было предоставлено в виде банковской гарантии, то заказчик направляет соответствующее требование в банк. Банк в свою очередь направляет регрессное требование к поставщику и взыскивает с него сумму гарантии. Условия и порядок взыскания с поставщика суммы банковской гарантии определяются уже условиями договора с банком, который выпустил эту банковскую гарантию.
Что происходит с авансом в случае одностороннего расторжения контракта?
Тема возврата аванса в ситуации расторжения контракта является предметом отдельного обсуждения — с точки зрения регулирования вопрос не полностью проработан и является предметом судебных тяжб. В частности, вопрос во многом упирается в степень выполнения поставщиком своих обязательств по расторгаемому контракту и её справедливой оценки.
Давайте подытожим ключевые моменты:
- при наличии достаточных оснований выступить инициатором одностороннего расторжения может и заказчик, и поставщик;
- очень важно фиксировать всеми доступными способами факт нарушения условий контракта другой стороной и факт получения этой стороной вашего уведомления об одностороннем расторжении;
- при несоблюдении предписанного законом порядка действий каждой из сторон может грозить административная ответственность в виде штрафа;
Одностороннее расторжение — это крайняя мера, которая разрушает контракт и несет для обеих сторон весомые последствия:
- заказчик лишается возможности получить исполнение данного контракта, тем самым обесценивается вся процедура закупки в целом;
- поставщик теряет обеспечение исполнения контракта, получает обязательство по выплате неустойки заказчику, а также может оказаться в РНП.
Важная информация для поставщика
В судебной практике недавно произошел случай (решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2015 по делу N А40-6623/2015), из которого следует, что крайне важно уведомлять о расторжении контракта именно по почте.
Заказчик в одностороннем порядке разорвал контракт с исполнителем. Однако сам исполнитель посчитал, что антимонопольный орган принял неправомерное решение занести данные о нем в реестр неблагонадежных подрядчиков. Исполнитель обжаловал данное решение, сославшись на то, что он тоже являлся инициатором расторжения контракта.
Чтобы доказать этот факт исполнитель предъявил документацию о вручении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта непосредственно представителю заказчика. Однако суд признал, что исполнитель надлежащим образом уведомил заказчика, потому как у него нет документов, доказывающих, что извещение было отправлено заказчику заказным письмом по почте. В результате, решение опубликовать сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, было признано судом законным.
Вопросы допустимости одностороннего отказа от исполнения государственных и муниципальных контрактов
Актуальность вопроса о возможности одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта для заказчиков обусловлена в первую очередь спецификой бюджетного финансирования, предусматривающей срочный характер бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств[1]. В условиях необходимости полного «освоения» бюджетных средств в рамках текущего финансового года существенные временные затраты на расторжение контракта в судебном порядке, как правило, не отвечают интересам заказчиков.
Между тем, как в юридической литературе, так и в правоприменительной практике отсутствует единый подход к допустимости одностороннего отказа от исполнения контракта.
Первая точка зрения состоит в недопустимости одностороннего отказа от исполнения контракта и основывается на положениях ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ, согласно которой «расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством».
Главным приверженцем такого подхода является Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая контроль в сфере размещения заказов[2], считающая нарушением законодательства не только односторонний отказ от исполнения контракта, но и включение в проект контракта условий, предусматривающих право заказчика на такой отказ. Действия заказчика, предусмотревшего в проекте контракта условия о возможности одностороннего отказа, квалифицируются по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд[3].
Поддерживает ФАС России и Министерство экономического развития Российской Федерации, указавшее в письме от 4 февраля 2008 г. N Д04-252, что «контракты на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров могут быть расторгнуты по соглашению сторон при наличии взаимного согласия сторон либо по решению суда».
В юридической литературе мнение о недопустимости одностороннего отказа от исполнения контрактов также является превалирующим. Так, отмечено, что «право заказчика на односторонний отказ от договора подряда и возмещение убытков может быть ограничено законом. Согласно п. 8 ст.
9 Федерального закона N 94-ФЗ — расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Следовательно, расторжение муниципального контракта в одностороннем порядке не соответствует данному Закону» [4].
Арбитражные суды при рассмотрении дел в большей части также склоняются к недопустимости одностороннего отказа[5]. Например, Федеральным арбитражным судом Московского округа была поддержана точка зрения о недопустимости одностороннего отказа от исполнения контракта в 17 из 20 постановлений[6].
При этом зачастую арбитражными судами отмечается, что запрет на односторонний отказ от исполнения контракта введен с 1 марта 2009 г. (с указанной даты вступили в силу изменения[7], согласно которым текст ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ был дополнен словом «исключительно»).
Так, ФАС Северо-Западного округа указал, что «указанная норма Закона N 94-ФЗ, действующая с 1 марта 2009 г. и являющаяся специальной по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусматривает возможности расторжения в одностороннем порядке государственного контракта, заключенного после 1 марта 2009 г»[8].
Малочисленные сторонники второй точки зрения полагают односторонний отказ от исполнения контракта допустимым, используя при этом следующую аргументацию: «расторжения контракта…
в связи с односторонним отказом от него, Закон о закупках не касается, оставляя его регламентацию в ведении ГК РФ. Иными словами, интересующее нас положение Закона о закупках (п. 8 ст.
9) и нормы ГК РФ об одностороннем отказе не исключают, а дополняют друг друга»[9].
Другой специалист аргументирует возможность одностороннего отказа приоритетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации перед нормами Закона N 94-ФЗ в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ, п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 525, ст. 768 ГК РФ.
Однако с учетом негативной позиции контролирующих органов относительно одностороннего отказа от исполнения контракта и складывающейся судебной практики заказчикам все же не рекомендуется включать условия об одностороннем отказе в проекты контрактов[10].
Так, например в одном из Постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда отмечено, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, отсутствие в отсылочной норме соответствующей главы ГК РФ указания на приоритет определенного закона, в данном случае Закона о размещении заказов, означает, что его нормы могут применяться лишь субсидиарно. В таких случаях вступает в действие предусмотренное абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ общее положение о приоритете норм ГК.
В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или на основании решения суда.
Таким образом, указанная норма права не регулирует вопросы одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и не запрещает устанавливать в условиях государственного контракта право государственного заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств по государственному контракту, когда такая возможность допускается законом[11].
Точка в спорах поставлена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 октября 2011 г. N 9382/11, принятым по делу N А56-43217/2010 по иску ООО «Гарант-Строй» к Комитету по строительству правительства Санкт-Петербурга о признании недействительной односторонней сделки по расторжению государственного контракта.
Высшая инстанция поддержала сторонников второй точки зрения и признала допустимым односторонний отказ от исполнения контрактов.
При этом особого внимания заслуживает приведенный в рассматриваемом Постановлении подход к соотношению норм ГК РФ и Закона N 94-ФЗ.
Отклоняя доводы истца о несоответствии одностороннего отказа положениям ст. 9 Закона N 94-ФЗ, суд указал, что «согласно ч. 1 ст.
1 названного Закона он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд».
Таким образом, формально законодатель в ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ ограничил сферу действия закона только действиями по подысканию потенциальных контрагентов.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, выявив противоречие между положениями ч. 1 ст. 1 и нормами ст. 9 Закона N 94-ФЗ, фактически принял решение о недействительности норм ст.
9 Закона N 94-ФЗ в части, выходящей за пределы очерченной сферы действия закона, тем самым проигнорировав выраженную в указанных нормах волю законодателя на установление определенного правового регулирования отношений по исполнению контрактов.
Таким образом, в регулировании отношений по заключению, исполнению, изменению и прекращению (расторжению) государственных и муниципальных контрактов общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации должны применяться в части, не противоречащей специальным нормам закона.
С учетом изложенного судом надзорной инстанции был сделан вывод о правомерности одностороннего отказа от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Расторжение контракта по соглашению сторон
Расторгнуть обязательства по взаимному согласию возможно в порядке, предусмотренном ч.8 ст.95 44-ФЗ. Однако законодательство ничего не сообщает о самой процедуре и правилах ее осуществления. Чтобы понять, как правильно поступать в данном случае, следует обратиться к ГК РФ и вникнуть во все детали.
Гражданское законодательство разрешает расторгнуть обязательства по обоюдному согласию, даже если такая возможность не была заранее оговорена в тексте контракта (ч.1 ст.450 ГК РФ). В 44-ФЗ также ничего не говорится о том, что это условие обязательно нужно указывать в контракте. Поэтому, если заказчик ссылается на невозможность прекратить действие контракта из-за невнесения этого условия в текст, он ошибается и действует неправомерно.
Обязательства могут быть расторгнуты только в ряде случаев, о которых говорится в ст.451 ГК РФ. Обстоятельства, послужившие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они возникли ранее, то стороны и вовсе не заключали бы контракт.
- Исполнитель не в состоянии выполнить договор по независящим от него причинам (форс-мажор): наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и т.п. Форс-мажорными называются обстоятельства, которые отрицательно влияют на работоспособность оборудования, машин, средств связи и др.
- Заказчик больше не нуждается в оговоренных товарах или работах.
- Выполнение обязательств невозможно из-за влияния факторов со стороны.
- Заказчик не получил деньги из государственного бюджета, из-за чего не в состоянии оплатить поставки или работы.
- Заказчик не выбрал все количество товара в оговоренный срок.
- Исполнитель не может выполнить обязательства в указанный срок, а заказчик не против отказаться от контракта.