Метод трудового права как сочетание императивного и диспозитивного регулирования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Метод трудового права как сочетание императивного и диспозитивного регулирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для западного или, по крайней мере, для европейского читателя российское трудовое право не будет большим сюрпризом. Оно устанавливает свободу трудового договора, но предусматривает дополнительную защиту работника. Эта защита выражена в виде минимальных стандартов труда.
Профессиональные союзы и коллективные переговоры
Российский Трудовой кодекс участие профессиональных союзов в решении вопросов, относящихся как к организации работы и оплате труда, так и к заключению коллективных договоров и соглашений.
С введением нового Трудового кодекса роль профессиональных союзов на различных уровнях была уточнена, а некоторые из прав, которые ранее приводили к злоупотреблениям, были исключены.
Закон в статье 7 Трудового кодекса предусматривает два типа документов, в которых закрепляются результаты коллективных переговоров: соглашение и коллективный договор.
Соглашения заключаются между представителями работодателей и работников на федеральном, региональном и территориальном уровнях, а также на уровне определенной отрасли. Соглашение в определенной отрасли также может быть заключено на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Соглашение устанавливает условия труда не только для участников отрасли, но также для работников государственных органов (органов власти субъекта Российской Федерации).
Соглашение по общему правилу не распространяется на тех работодателей, которые не участвуют в переговорах через своих представителей (то есть на тех, кто не является членом соответствующей ассоциации). Однако существует механизм, посредством которого даже не желающий работодатель может стать стороной соглашения «посредством молчания». Это происходит, когда работодатель не реагирует на официальную публикацию объявления, предлагающего не участникам ассоциации, присоединиться к соглашению. Такое объявление может быть сделано только Министерством труда и социальной защиты России и только касательно отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне.
Работодатель обязан проинформировать о том, что он не согласен принять это предложение в течение 30 дней с момента публикации. Отказ должен быть хорошо обоснован и направлен в письменной форме. Только таким образом работодатель может избежать действия такого соглашения.
Соглашения могут быть заключены на срок не более трех лет. Стороны могут согласиться продлить действие соглашения, но на срок не более трех лет. Закон допускает только одно продление (ст. 48 Трудового кодекса).
Коллективные договоры заключаются на уровне отдельной компании (или ее подразделения), либо на уровне отдельного индивидуального предпринимателя. Работодатель не обязан обеспечивать наличие заключенного коллективного договора. Однако работодатель обязан участвовать в переговорах о заключении коллективного договора, если такие переговоры инициированы представителями работников (ст. 36 Трудового кодекса).
Трудовой кодекс уже не содержит ранее брошенный вызов работодателям – участвовать в переговорах с несколькими профессиональными союзами одновременно. В настоящее время закон устанавливает, что представителем работников является орган (или группа людей), который получил поддержку большинства работников работодателя. Такими представителями могут быть официальные профессиональные союзы, а также любые не организованные агенты, получившие поддержку большинства работников.
Действующий коллективный договор требует его соблюдения работодателем и всеми работниками. В отличие от соглашения коллективный договор может неоднократно продлеваться сторонами (максимальный период каждого продления – 3 года). Он продолжает действовать в течение трех месяцев после смены собственности организации – работодателя (данная норма получило ограниченное толкование, которое подразумевает, что это правило не применяется при продаже компании между субъектами частного права, поскольку в данном случае собственность переходит между старым и новым частными собственниками, но форма собственности (частная собственность) остается той же. Это правило применяется скорее в случаях национализации, приватизации, перехода из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и в других подобных случаях).
На лиц, которые участвуют в процессе переговоров о заключении коллективных договоров, распространяются некоторые виды гарантий. Эти работники не обязательно должны являться представителями профессиональных союзов. Хотя закон также содержит специальные гарантии для представителей профессиональных союзов (например, в определенных случаях перед увольнением должно быть запрошено мнение профессионального союза; дополнительные гарантии установлены для руководителя профсоюза и его заместителей и т.д.).
Профессиональные союзы или другие представители работников могут также выполнять дополнительные функции, указанные в законе. К ним, например, относятся следующие:
- Давать их согласие по определенным вопросам, когда такое согласие должно быть получено по закону;
- Высказывать мнения и рекомендации о принятии локальных актов работодателя;
- Получать информацию по отдельным вопросам, напрямую касающимся работников;
- Обсуждать деятельность компании и давать свои рекомендации по ее улучшению.
Работодатель не обязан обеспечивать наличие представительного органа работников. В случае, если представительный орган отсутствует, работодатель не обязан запрашивать мнение по тем вопросам, по которым в противном случае должно было быть получено согласие.
Работодателю необходимо руководствоваться точными формулировками Трудового кодекса касательно профессиональных союзов во всех случаях, когда создан профессиональный союз или другой представительный орган работников, а также когда создание одного из них ожидается в ближайшем будущем.
Профессиональный союз более высокого уровня (выше уровня компании) может прислать профсоюзного инспектора для проверки условий труда в компании, в которой создан профсоюз более низкого уровня. Права таких профсоюзных инспекторов детализированы в законе (ст. 370 Трудового кодекса).
Данный подход является наиболее простым и основывается на характеристике преобладающих в той или иной отрасли права норм. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется путем издания норм права, которые могут носить императивный или диспозитивный характер.
Императивные нормы устанавливают для субъектов права запрет (т. е. пассивную юридическую обязанность – не совершать определенных действий) или предписание (т. е. активную юридическую обязанность – совершить определенные действия). Диспозитивные нормы наделяют субъектов правом самостоятельно регулировать свои взаимоотношения (на их усмотрение или в определенных границах), т. е. устанавливают для субъектов дозволение.
Если в отрасли права преобладают императивные нормы, то можно охарактеризовать метод отрасли как императивный или авторитарный. Если в отрасли права преобладают диспозитивные нормы, то, соответственно, и метод можно охарактеризовать как диспозитивный или автономный.
В каждой отрасли права метод проявляется своеобразно, в соответствии с предметом данной отрасли. Иными словами, общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права, «требуют» для своего регулирования определенный прием, способ или определенную совокупность указанных приемов. Так, в гражданском праве в основном преобладает дозволение, в административном праве широко используется предписание, а в уголовном – запрет. Эта особенность была в свое время замечена известным ученым-административистом профессором В. Д. Сорокиным, сформулировавшим оригинальную концепцию трех «чистых» методов правового регулирования: гражданско-правового, административно-правового и уголовно-правового.3
В рамках этого подхода можно дать следующее определение метода трудового права.
Метод трудового права представляет собой комплексный метод правового регулирования, заключающийся в сочетании дозволений, предписаний и запретов в нормативном регулировании трудовых и тесно связанных с ним отношений.
В регулировании трудовых отношений метод, например, проявляется следующим образом:
Схема № 2.
дозволение |
предписание |
запрет |
Система трудового права
Говоря о месте самой отрасли трудового права в системе российского права, следует отталкиваться от положений теории права, в соответствии с которыми наиболее крупное разделение российского права заключается в делении всей правовой материи на публичное и частное право. В этом ключе трудовое право можно отнести к частному праву. Тем не менее, более широкое использование императивного метода правового регулирования, чем, например, в гражданском праве, позволяет выделить трудовое право, а равно ряд иных отраслей права (например, право социального обеспечения) в область социального права, находящуюся между публичным и частным.
Трудовое право представляет собой значительную по объему совокупность правовых норм, эти нормы были приняты в разное время, разными субъектами правотворчества, поэтому требуют систематизации.
Наукой права предложена классификация правовых норм, предполагающая деление на две основные части – Общую и Особенную. В
Общую часть включены нормы, которые распространяются на все общественные отношения в рамках трудового права, они носят общий характер, применимы ко всем или большинству правовых институтов, определяют основные принципы и задачи правового регулирования, разграничивают компетенцию России и субъектов РФ по правовому регулированию труда.
Критерий разграничения норм на императивные и диспозитивные
Метод регулирования общественных отношений, примененный в конкретной правовой норме, позволяет разграничить нормы на императивные и диспозитивные. В системе права применяются и императивный, и диспозитивный метод, однако в одних отраслях преобладают императивные нормы, в других – диспозитивные.
Императивный метод – совокупность способов и приемов регулирования общественных отношений, которыми одному субъекту предоставляется власть, а другой должен ей подчиняться.
Диспозитивный метод – совокупность способов и приемов регулирования общественных отношений, основанный на учете инициативы и волеизъявления участников таких отношений.
Сложилось два подхода к диспозитивности в праве:
- материальная диспозитивность – большинство ученых полагают, что инициатива сторон возможна в материальных правоотношениях (гражданских, семейных);
- процессуальная диспозитивность – некоторые ученые считают, что диспозитивность распространяется только на распоряжение процессуальными правами (подача иска, его признание, заключение мирового соглашения).
Императивная правовая норма – определение
Императивная норма представляет собой норму права, выраженную в определенной категоричной форме, не подлежащую изменению по решению сторон.
Такое понятие характерно для международного права. В статье 53 Венской Конвенции о праве международных договоров под ней подразумевается норма, принимаемая и признанная международным сообществом государств, отклонение от которой недопустимо. Соблюдение таких нормативов обязательно для всех стран и изменены они могут быть лишь последующей императивной нормой.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Противоположной категорией является диспозитивная норма. Такие правила предусматривают возможность участниками выбора модели поведения, предоставляют право самим регулировать договорные отношения. Диспозитивные регуляторы часто применяют в договорном праве при заключении сделок. Стандартный признак диспозитива: наличие оговорки в нормативном акте «если иное не предусмотрено договором». Таким образом, за сторонами закрепляется право самостоятельно решить гражданско-правовой вопрос в соглашении.
1. соотн. с сущ. императив I, связанный с ним
2. Свойственный императиву [императив I], характерный для него.
1. Не допускающий выбора; повелительный (в юриспруденции).
Не допускающий возражения; требовательный.
ИМПЕРАТИ́ВНЫЙ, императивная, императивное; императивен, императивна, императивно (книжн.).
1. Требующий безусловного подчинения, исполнения.
2. прил. и императив во 2 знач. (грам.).
1. Книжн. Требующий безусловного подчинения, исполнения. И-ое указание. И. тон (требовательный и категорический). Руководить в императивной форме.
2. к Императи́в (2 зн.). И-ое предложение (побудительное предложение).
◁ Императи́вно, нареч. И. требовать ответа. Действовать и.
Требующий безусловного подчинения, исполнения.
Императивное указание. Императивный тон.
императи́вный, императи́вная, императи́вное, императи́вные, императи́вного, императи́вной, императи́вных, императи́вному, императи́вным, императи́вную, императи́вною, императи́вными, императи́вном, императи́вен, императи́вна, императи́вно, императи́вны, императи́внее, поимперати́внее, императи́вней, поимперати́вней
прил., кол-во синонимов: 14
властный, повелительный, начальственный, начальнический, диктаторский, командирский; не допускающий возражений, решительный, настоятельный, не терпящий возражений, побудительный, безапелляционный, категорический, требовательный, категоричный
Syn: властный, повелительный, начальственный, начальнический (разг.), диктаторский, командирский (разг.)
ИМПЕРАТИВНЫЙ ая, ое. impératif,-ve adj.
Императивная норма права
Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий. Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил. Императивность – абсолютная безусловность требований и достаточно точное обозначение прав и обязанностей каждой стороны в споре. Эта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.
Императивные нормы права можно сразу определить по прописанному закону: он будет включать в себя такие выражения, как «недопустимо», «не могут» или «недействительно», а также другие элементы запрета.
Этот тип предписаний предполагает четкое юридическое ограничение для взаимоотношений, т.е. их субъекты жестко ограничены в возможностях выбора и действиях.
Их цель – защитить экономические свободы сторон и обеспечить защиту важных интересов общества и государства.
Императивные законы категоричны, они не допускают отклонения от требований или изменений. У данных законов имеются свои характерные черты, которые делают их отличными от прочих. Они отличаются:
Императивность предписаний позволяет гарантировать соблюдение гражданских прав, выделяя наиболее важные, а также обеспечивает следование установленным законодательным предписаниям.
МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА.
Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.
1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.
2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.
3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.
4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.
Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные.
Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.
В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:
А) трудоустройства;
Б) трудового договора;
В) рабочего времени, времени отдыха;
Г) оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;
Д) дисциплины труда;
Е) материальной ответственности сторон трудового договора;
Ж) охраны труда.
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА.
Источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
В ст. 5 ТК РФ приведены виды нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Кодекс выстраивает иерархическую систему трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1) Трудовой кодекс Российской Федерации;
2) федеральные законы и законы субъектов Федерации, содержащие нормы трудового права;
3) указы Президента Российской Федерации;
4) постановления ПравительстваРФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
5) нормативноправовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
6) акты органов местного самоуправления.
В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ (ст. 5 ТК РФ).
По своей юридической силе в сфере регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ приравнивается к федеральным законам.
Система источников имеет свои особенности.
1. Система состоит из общего и специального законодательства.
2. Система делится на законы и подзаконные акты.
3. В систему источников входят нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти, и акты субъектов Российской Федерации.
4. Наличие в системе источников ведомственных актов, среди которых: акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
5. Наличие актов договорного характера.
6. В создании актов трудового законодательства принимают участие работодатели и работники через своих представителей.
7. Действие принципа неухудшения положения работника, т. е. акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом (ст.5, 6, 8, 9 ТКРФ).
Все источники трудового законодательства можно разделить на законы и подзаконные акты по степени их важности и субординации, по системе отрасли трудового права, сфере действия, органам, их принимающим.
Международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства устанавливают более низкий уровень правовых гарантий, социальной защиты.
Трудовое право было создано в результате поэтапного соединения двух основных институтов: частноправового института договора трудового найма, вытекающей из гражданского права, и организации общественного здравоохранения и безопасности (заводское законодательство), действующей в соответствии с полицейским (административным) законодательством. Это обстоятельство свидетельствует об особенностях трудового права, которое сочетает в себе как принципы гражданского права (о заключении и действительности трудового договора), так и принципы административного управления, которые отражаются в административном и авторитарном подчинении работника в соответствии с правилами и приказами внутреннего распорядка работодателя.
Взаимоотношение между работодателем и работником в процессе работы появляются в связи с заключением трудового договора и, аналогичным образом, опираются в целом на договорных началах. Впрочем некоторые институты трудового права регулируется нормами общественного права. Это обозначает, что некоторые нормы не могут быть изменены по требованию работодателя или работника, а также по взаимному согласию (например, институт времени отдыха и продолжительность рабочего времени, институт гигиены труда и безопасности и т. д.)
Доминирование общественно-правовых норм основано на необходимости правовой защиты лиц, вступающих в трудовые отношения с работодателем. Однако наличие норм частного характера требуется, к примеру, для регулирования правовых условий трудового договора между работником и работодателем.
Какие существуют особенности в международном торговом обороте?
Процесс унификации в сфере международного частного права осуществляется на уровне «мягкого права» (диспозитивного права) и, как правило, носит характер рекомендаций. Унифицированные правила, своды обыкновений, типовые контракты, общие условия, принципы Европейского контрактного права — это нормативная реальность, играющая значительную роль в международном коммерческом обороте.
В области международных коммерческих отношений выделяют также метод саморегулирования или саморегуляции, базирующийся на принципе свободы договора, который получил распространение в виде принципа автономии воли сторон и возможности выбора применимого права и компетентного органа по разрешению споров.
Воплощением метода саморегулирования считается концепция lex mercatoria — совокупность норм, разрабатываемых частными лицами.
В последнее время lex mercatoria воспринимается в качестве наиболее действенного регулятора международного товарооборота и становится универсальным методом применительно к целям современного коммерческого оборота.
Правила применения для стран СНГ
Они во многом схожи с положениями статьи 7 Римской конвенции. Тем не менее, в разделе VII ГК для стран СНГ в ст. 1201 правила не ограничивают сферу применения императивных норм исключительно договорными отношениями. Это видно в следующих положениях:
- Правила данного раздела не касаются действия императивных правовых норм, посредством которых осуществляется регулирование соответствующих отношений вне зависимости от предписания, подлежащего применению.
- При использовании юридической системы какого-либо государства суд может применить ограничительный порядок иной страны, если он имеет тесную связь с конкретным отношением и если в соответствии с режимом этой страны он должен регулировать это взаимодействие. Вместе с этим уполномоченный орган должен принять во внимание характер и назначение норм такого рода и последствия, которые могут наступить при их использовании.
Как проявляется императивная норма
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2014 №16 «О свободе договора и ее пределах» дает понятие императивной нормы: это норма, определяющая права и обязанности сторон и содержащая явно выраженный запрет на установление соглашением иных условий договора, отличающихся от предписанных. Если даже стороны заключат соглашение об изменении императивной нормы, то такой договор признается ничтожным и недопустимым. Любой договор должен соответствовать императивным требованиям.
Императивные правовые нормы чаще всего используются в публичных отраслях права – уголовном и административном. Например, согласно статье 81 ТК РФ, работодатель не имеет право по своей инициативе уволить сотрудника в то время, пока он находится в отпуске или на больничном. А часть 3 статьи 20 УПК РФ четко указывает на недопустимость прекращения уголовных дел частно-публичного обвинения в связи с примирением сторон.
В семейном праве также можно встретиться с категоричными предписаниями. В соответствии с п. 2 ст. 41 СК РФ брачный договор заключается только в письменном виде и подлежит нотариальному удостоверению. Данное требование императивно и не может быть изменено сторонами.
Главные правила в гражданском праве
Методы регулирований гражданских прав проявляются в вариантах направления поведения субъекта правоотношения. Такое наставление выполняется с помощью норм права. Их разделяют на две отдельные составляющие:
1. императивная;
2. диспозитивная.
Разница в них проведена через линию желания участниками гражданского правоотношения. Императивным нормам присущи черты принудительного характера. Они производят действие к участникам правоотношений вне зависимости от их желания. Диспозитивными нормами пользуются только при случае, который не урегулирован сторонами правоотношений.
В частном праве чаще применяется диспозитивная норма, а императивная больше подходит для разбирательств публичных правоотношений. Но далеко не любая гражданско-правовая норма является диспозитивной. В некоторых категориях общественного отношения, что относятся к области гражданско-правовых регулирований, диспозитивная норма не может быть применена. К примеру, непосредственно императивная норма регламентирую отношения в правовом статусе с субъектами права граждан.
Императивными из своей природы можно назвать множество норм в вещном и праве на наследственность. Право на договорность ориентируется в большей мере на диспозитивные нормы, за исключением отдельного ряда обязательств по договорам тоже подчиняются действиям императивной нормы.
Доктрина не всегда помогает внести ясность в обозначенный выше вопрос, поскольку использует понятие «императивность» в различных смыслах в зависимости от контекста.
Понятие процессуального права
Остается дискуссионным вопрос о сфере «сверхимпертивных» норм, имеющих место в российском праве. Некоторые из них исключают применение непосредственно отечественных коллизионных положений, обращаясь вместо них к иностранным предписаниям. Противоречивым моментом при начале международного сотрудничества может стать толкование любой частно-императивной нормы как ограничивающего правила для действия коллизионной нормы собственного права страны. С таким подходом исключается возможность обеспечивать защиту субъективных интересов, появляющихся под влиянием зарубежной юридической системы.
Под юридической нормой понимаются определенные общеобязательные правила поведения. Они устанавливаются и регулируются государством, обществом, закрепляются и издаются в виде официальных документов. Целью создания является координация общественных отношений методом определения субъективных обязанностей и прав каждого участника.
Выявляются следующие признаки юридических норм:
В зависимости от способа координации различаются императивные и диспозитивные нормы гражданского права. Диспозитивные правила имеют автономное направление, которое дозволяет фигурантам отношений самостоятельно договариваться об объеме услуг, процесса исполнения. Участники могут применить в некоторых случаях резервные регулировочные нормативы. Вид диспозитивных отношений чаще развивается в условиях гражданско-правовых контактов.
Императивные закономерности носят динамический характер, проявляются в форме регулирования отношений административного характера, имеют властное и категорическое направление, при этом запрещают отклонения и нарушения.
Диспозитивный правовой кодекс представляет собой определенный порядок поведения, который устанавливается по соглашению фигурантов договора. Он подразумевает большой выбор деятельности участников, касающейся реализации прав на владение собственностью с учетом нормативов действующего законодательства РФ. Стороны соглашения самостоятельно выбирают характер взаимных отношений, при этом действуют в рамках правил юриспруденции.