Поправки о недвижимости. К чему готовиться юристам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поправки о недвижимости. К чему готовиться юристам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство РФ разрешает изымать участки под многоквартирными домами (глава VII.1 ЗК РФ). Власти вправе изъять землю для строительства и реконструкции объектов, предусмотренных документами территориального планирования и утвержденных проектами планировки. Кроме того, государство изымает участки для расширения охраняемых природных территорий, в случае признания дома аварийным и подлежащим расселению и так далее. В соответствии со статьей 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества (а значит, и участка под МКД) происходит при условии предварительного и равноценного возмещения.
Проблемы действующего порядка изъятия участка под МКД
ЖК РФ (ст. 32) указывает, что в сумму возмещения входит рыночная стоимость общего имущества МКД. Участок, на котором стоит дом, считается общим имуществом. Следовательно, домовладельцы получают возмещение и за него. Однако здесь возникают проблемы. Многие участки в регионах под МКД, построенные до 2004 — 2005 г.г., до сих пор не зарегистрированы в ЕГРН. И если исходить из норм закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ, то эти земли не являются объектами гражданского оборота. Их нет. А то чего нет, нельзя изъять и оценить. Поэтому статья 16 закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. указывает, что если дом стоит на участке, который не зарегистрирован в ЕГРН до вступления в силу ЖК РФ, то любой домовладелец многоквартирного дома вправе заявить об образовании этого участка (ч.3 ст.16).
Однако большинство наших граждан активны только в социальных сетях и интересуются событиями исключительно в масштабах страны и мира. В результате многие участки (и не только под МКД) до сих пор не зарегистрированы. Учитывая это обстоятельство, законодатель разрешил изымать земли, не внесенные в ЕГРН (ст. 56.6 ЗК РФ), и предоставил муниципалитетам право самостоятельно образовывать участки под МКД даже при отсутствии заявлений собственников. При этом министерство строительства РФ рекомендовало местным органам власти образовывать участки под аварийными МКД по контуру (границе) домов. То есть не включать в общую площадь территории, прилегающие к зданию (приказ Минстроя № 153/пр от 07.03.2019 г).
Эти поправки и нормативные акты привели к массовому нарушению прав собственников в 2015-2019 гг. Региональные администрации изымали не зарегистрированные земли под МКД и занижали фактическую площадь участков (Решение Ленинского райсуда г. Саранска Республики Мордовия по делу № 2а — 1443/2016 от 22.04.2016 г) либо формировали участок по границе дома и не включали в него территории, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства здания. В результате граждане получали неравноценное и несправедливое возмещение за изъятое имущество. Такая ситуация привела к тому, что депутаты подготовили проект № 831790-7 о внесении изменений в ЗК РФ и в закон № 189-ФЗ о введении в действие ЖК РФ.
Как Оформить Землю Под Линейный Объект 2022
и ремонта электрических сетей, а также соблюдения режима использования охранной зоны могут быть установлены публичные сервитуты для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и установление их границ на местности в соответствии со статьей 68 ЗК РФ относится к территориальному землеустройству.
Федеральный закон от 23 июня 2022 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2022 года N 136-ФЗ.
Оформление частной земли под линейный объект
В настоящее время потребность в совершенствовании правового регулирования, связанного с такой процедурой как оформление земли под строительство линейных объектов, наиболее актуальна, так как существует ряд объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве.
Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Регистрация линейных объектов недвижимости с 2021 года
Вместо него введен в действие новый закон о регистрации недвижимости с 1 января 2021 года под номером 218-ФЗ о регламентации правоотношений в сфере недвижимого имущества. Его указания дозволяют осуществить государственную регистрацию недвижимости в упрощенном варианте.
Все образцы на нашем сайте составлены инхаусами крупных компаний и сотрудниками топовых юридических фирм. На этой неделе специальный подарок: сборник образцов, которые нельзя скачать в интернете. Подготовлен юристами для юристов.
Начиная с 1 января 2021 года, в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2021 № 302-ФЗ, действует положение, согласно которому из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций исключена такая категория, как движимое имущество.
Новые правила предоставления участков под линейные объекты
1 марта 2015 года вступили в силу изменения, согласно которым изменились некоторые правила предоставления земельных участков для строительства.
В рамках изменений возможен упрощенный порядок получения земли – без предоставления земельных участков и установления сервитутов – для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов. Виды таких объектов устанавливаются Правительством РФ. Перечень объектов указан в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300:
Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов:
1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
4. Элементы благоустройства территории.
5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
14. Пруды-испарители.
15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Стандартная схема оформления собственности
- Это возможно, если владелец подготовил необходимую документацию и пока не нуждается в обновлении существующей информации. Должен быть паспорт, доказательства владения землей (например, дарственные, договоры купли/продажи, аренды, генетические документы, судебные решения), а также кадастровый паспорт на участок. Также прилагаются доказательства, подтверждающие, что гражданин оплатил государственную пошлину.
- Следующий шаг — написание собственником заявления в Росреестр. В заявлении должны быть указаны сведения о регистрации, земельном кадастре, заявление о предоставлении данных о подполье и личный паспорт.
- Федеральная регистрационная служба выдает подтверждение о том, что документы приняты, и расследование занимает 7-9 дней. Если в документах нет расхождений (например, между ранее созданными правами), будет сделана отметка, относящаяся к единому государственному реестру недвижимости.
Если участок унаследован
Генетическое оформление земли обходится остальным в 0,3% от стоимости участка (0,6% для ближайшего родственника по материнской линии). Нотариусы выдают свидетельства о правах на отдельные объекты недвижимости. Работа нотариуса стоит 5 000 рублей. Указанная сумма увеличивается, если право наследования необходимо отстаивать в суде.
Помните, что поскольку собственность признается недвижимостью, участок обязательно нужно зарегистрировать. Для этого необходимо подать заявление на государственную регистрацию и предоставить справку от нотариуса в дополнение к стандартному перечню документов. Государственная пошлина составляет 350 рублей для долевой собственности и 100 рублей для совместной собственности.
Государственная регистрация длится 10 рабочих дней. Только после этого у наследников возникает право собственности на приобретенную территорию.
Согласно новому закону, до тех пор, пока ожидается регистрация участка в качестве частной собственности, участок официально принадлежит муниципалитету и никаких сделок с ним заемщику не доступно. Чтобы зарегистрировать участок как частную собственность, необходимо обратиться в местный орган власти. Кроме того, необходимо оформить кадастровую документацию, заключить договор купли-продажи земли и оплатить государственную пошлину.
Важно! Малообеспеченные граждане имеют право не платить за покупку земли.
Если на арендованной земле находится приватизированное имущество или земля используется для сельскохозяйственных целей или нужд, то право собственности на арендованную землю может быть зарегистрировано.
Новые правила предоставления участков под линейные объекты
1 марта 2015 года вступили в силу изменения, согласно которым изменились некоторые правила предоставления земельных участков для строительства.
В рамках изменений возможен упрощенный порядок получения земли – без предоставления земельных участков и установления сервитутов – для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов. Виды таких объектов устанавливаются Правительством РФ. Перечень объектов указан в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300:
Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов:
1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
4. Элементы благоустройства территории.
5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
14. Пруды-испарители.
15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Новое в получении сведений из ЕГРН
ВОПРОС/СИТУАЦИЯ |
НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ |
Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ | Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра |
В какой форме запрашивать сведения | Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме |
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН | Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.
Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра. До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки. |
Получение сведений ЕГРН через МФЦ | МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).
Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ). |
Получение акта согласования местоположения границ земельных участков | Копию акта из межевого плана могут получить:
|
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими | С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.
Сведения можно бесплатно получить:
|
Запрет продажи выписок из ЕГРН | Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.
Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:
|
Особенности строительства линейных объектов на землях лесного фонда
Решение о наличии либо отсутствии оснований для государственной регистрации прав принимается государственным регистратором только после представления документов на государственную регистрацию и проведения правовой экспертизы в порядке, предусмотренном ст. 29 Закона о регистрации.
Принимая во внимание изложенное, необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
- Понятие и виды линейных объектов. Линейный объект (ЛО) как вещь, как объект имущественных прав, как объект недвижимости. Имущественные комплексы, включающие ЛО.
- Правовой режим линейного объекта. Элементы и объект правового режима. Субъекты прав на ЛО. Права и обязанности субъектов прав. Виды прав на ЛО: право собственности, другие виды вещных прав, обязательственные права. Система органов регулирования правового режима ЛО. Формы и функции государственного и муниципального регулирования правового режима. Система юридических мер, направленных на сохранение правового режима и на предупреждение нарушения правового режима ЛО. Ответственность субъектов прав на ЛО. Ответственность субъектов регулирования правового режима: органов государственной власти и местного самоуправления и должностных лиц.
- Создание линейного объекта. Предварительная подготовка и правовая экспертиза территории для размещения ЛО, имущественных комплексов ЛО. Проекты планировки и проекты межевания территории. Изменение категорий и видов разрешенного использования земельных участков в ходе создания имущественного комплекса с включением ЛО и отдельного ЛО. Предоставление (приобретение) земельных участков для нового строительства, реконструкции и эксплуатации ЛО. Возмещение убытков, вызванных переводом земельных участков из одной категории в другую в целях строительства, реконструкции и эксплуатации ЛО. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: порядок, вопросы выкупа и возмещения убытков. Изменение земельного законодательства в области прав на землю в целях размещения, строительства и эксплуатации ЛО, в т.ч. порядок использования земель и земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
- Согласование интересов собственников объектов недвижимости в ходе создания линейных объектов. Права собственников земельных участков. Получение прав на использование чужих земельных участков в ходе проектирования и строительства ЛО. Получение прав на использование отдельных видов земельных участков: участков общей долевой собственности, земельных участков лесного фонда, водного фонда и т.д. Нормы отвода земель, размеры земельных участков для различных ЛО, многоконтурные земельные участки. Основание для строительства ЛО: разрешение на строительство на линейный объект/имущественный комплекс. Завершение строительства объекта: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Кадастровый учет ЛО, особенности составления технических планов сооружений. Образование земельных участков (частей земельных участков) для эксплуатации ЛО. Охранные зоны ЛО, порядок учета охранных зон. Зоны с особым режимом хозяйствования при эксплуатации ЛО.
- Оформление прав на линейные объекты. Регистрация прав собственности на ЛО и объекты инженерной инфраструктуры. Порядок установления и описание границ зон с особым режимом использования территорий ЛО, установления охранных зон ЛО. Ограничения использования земельных участков в охранных зонах ЛО: публичный, частный, сервитуты. Практические рекомендации по созданию отдельных видов ЛО, особенности размещения нескольких ЛО, «коммунальные коридоры». Создание имущественных комплексов, включающих ЛО. ЛО как самовольная постройка, его легализация, в т.ч. в судебном порядке. Судебная практика споров о самовольном создании ЛО. Линейные объекты (части ЛО) как бесхозяйная вещь. Оформление прав на бесхозяйные вещи.
- Правовые основы эксплуатации линейного объекта. Переход права на ЛО, предоставление права использования ЛО в целом или его части. Права на земельные участки, в границах которых расположены ЛО, в ходе эксплуатации этих объектов. Особенности эксплуатации отдельных видов ЛО и имущественных комплексов, включающих ЛО. Правовые основы эксплуатации бесхозяйных ЛО. Бесхозяйные сети, бесхозяйные участки сетей как объекты эксплуатации.
- Защита прав и законных интересов собственников/пользователей линейных объектов и имущественных комплексов, включающих ЛО.
- Практика рассмотрения судебных споров, связанных с созданием и эксплуатацией линейных объектов.
Первым ее этапом должна быть постановка на кадастровый учет всего недвижимого комплекса, при этом кадастровый номер присваивается от земельного участка. Далее государственный регистратор проверяет права на объекты, вошедшие в комплекс, и прекращает права на них. С этого момента они перестают существовать как самостоятельные объекты недвижимого имущества. Правообладатель становится владельцем единого недвижимого комплекса, распоряжаться которым можно только целиком, потому что в законе есть уточнение, что эта вещь «неделимая».
Законодатель осознанно не уточняет вид правоустанавливающего документа, потому что в отношении линейных объектов может быть несколько видов правовых оснований для подтверждения прав на земельные участки. При этом важно понимать, что если при регистрации объекта выяснится, что сведений о праве собственности на земельный участок или о предоставлении земельного участка для размещения линейного объекта нет, то в регистрации владельцу линейного объекта будет отказано.
К выступлению на Конгрессе приглашены представители: Департамента Государственно-правового управления Президента РФ; Комитета Государственной Думы ФС РФ по земельным отношениям и строительству; Министерства экономического развития РФ; Министерства природных ресурсов и экологии РФ; ФАУ «Главгосэкспертиза России»;
- Территориальное планирование и разработка документации по планировке территории для размещения линейных объектов, согласование, особенности для земель с/х назначения.
- Инженерно-геологические изыскания для линейных объектов. Обеспечение достоверности и полноты данных, ответственность исполнителя работ.
- Государственная экспертиза проектной документации: экспертные рекомендации.
- Реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов (ЛО): вопросы из практики и правоприменение.
- Контроль и надзор в сфере промышленной безопасности линейных объектов. Взаимодействие с надзорными органами и проведение проверок. Государственный строительный надзор.
- Охранные зоны линейных объектов: законодательное регулирование, правила охраны, порядок установления и изменения границ, судебная практика.
- Государственный кадастровый учет и внесение сведений о зонах с особым режимом использования.
Что касается строительства новых линейных объектов, то положение здесь еще хуже. Несмотря на то что п. 1 ст. 274 ГК РФ прямо говорит о возможности «прокладки линии электропередачи, связи, трубопроводов», частный сервитут устанавливается по требованию собственника недвижимости.
Когда же речь идет о строительстве линейного объекта, отсутствует даже повод для заключения соглашения или обращения в суд с иском об установлении сервитута, поскольку линейный объект только предполагается построить. В некоторых странах смогли уйти от вышеупомянутой юридической ловушки, преобразовав применительно к линейным объектам сервитут реальный в сервитут личный, то есть обеспечивающий строительство линейных объектов, необходимых для деятельности определенного лица.
Иначе придется прийти к поразительному выводу о том, что для принудительного установления сервитута нужно построить линейный объект, а до этого строительство осуществлять, основываясь на добровольном волеизъявлении собственника (и непонятно, на каком праве)!
Публичный сервитут — одна из главных мистификаций российского законодательства. Во-первых, неясно значение противопоставления частного и публичного сервитутов. Говоря о способе установления, следует сказать о том, что иногда частный сервитут устанавливается судебным решением, которое не является волей частного лица. Если говорить про цели установления, то частный сервитут может обеспечивать размещение объекта, имеющего общественное значение, а публичный — интересы частных лиц (например, подп. 2, 4, 6, 7, 8, 9 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). Наконец если противопоставление построено по кругу лиц, имеющих право доступа на земельный участок, то, например, никак нельзя сказать, что неограниченное число лиц использует публичный сервитут для ремонта линейного сооружения, размещения геодезического знака, проведения дренажных работ и т.п.
Парадокс публичного сервитута в отношении линейных сооружений в том, что он не предусматривает строительство новых объектов, разрешая лишь ремонт и обслуживание существующих (подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). Права на земельные участки под однородными линейными объектами вынужденно приобретают различный правовой статус. С течением времени, как нетрудно догадаться, для размещения новых линейных объектов будут использоваться право аренды или собственности — к чему это приведет, было показано выше.
Земельный кодекс возвел два непреодолимых препятствия на пути установления публичного сервитута. Нормативный правовой акт об установлении публичного сервитута не должен содержать перечней всех обременяемых участков (иначе он утратит свойства нормативного акта). Однако в таком случае можно столкнуться с трудностями в регистрации публичных сервитутов. При этом неясно время вступления в силу нормативного акта: формально оно увязывается с моментом государственной регистрации публичных сервитутов в ЕГРП (п. 9 ст. 23 ЗК РФ и ст. 131 ГК РФ), однако нелегко представить случай, когда закон вступает в силу с момента совершения действий, им самим предписанных.
Что касается строительства новых линейных объектов, то положение здесь еще хуже. Несмотря на то что п. 1 ст. 274 ГК РФ прямо говорит о возможности «прокладки линии электропередачи, связи, трубопроводов», частный сервитут устанавливается по требованию собственника недвижимости.
Когда же речь идет о строительстве линейного объекта, отсутствует даже повод для заключения соглашения или обращения в суд с иском об установлении сервитута, поскольку линейный объект только предполагается построить. В некоторых странах смогли уйти от вышеупомянутой юридической ловушки, преобразовав применительно к линейным объектам сервитут реальный в сервитут личный, то есть обеспечивающий строительство линейных объектов, необходимых для деятельности определенного лица.
Иначе придется прийти к поразительному выводу о том, что для принудительного установления сервитута нужно построить линейный объект, а до этого строительство осуществлять, основываясь на добровольном волеизъявлении собственника (и непонятно, на каком праве)!
Другая проблема в том, что сервитут может устанавливаться против воли собственника земельного участка лишь в случаях, когда нужды собственника господствующей недвижимости «. не могут быть обеспечены без установления сервитута». Очень непросто обосновать необходимость присутствия линейного объекта именно на данном земельном участке. Ведь, следуя логике ГК РФ, его возможно разместить в любом другом месте (невзирая на стоимость строительства), но смысл обращения в суд с иском о принудительном установлении сервитута полностью исчезает.
Законодательство ряда стран знает и иной подход: установление сервитута в принудительном порядке допускается, когда преимущества от его установления служат улучшению использования господствующего земельного участка и при этом значительно превышают и оправдывают неудобства от его установления, которые для самого собственника служащего земельного участка не имеют большого значения .
Swedish land and cadastral legislation. 1998. Stockholm. Pp. 86. Такое же видение сервитута характерно и для законодательства Австрии, Германии, Польши, Хорватии, Чехии, Англии. См. Земельный участок. Собственность, аренда и иные права в РФ и иностранных государствах. Москва, 2005. С. 213, 230, 239, 252, 258, 271).
Еще одно препятствие для размещения линейного объекта на условиях сервитута заключается в том, что ни частный, ни публичный сервитут не являются основанием, обеспечивающим изготовление градостроительного плана, а без него выдача разрешения на строительство не осуществляется.
Подытоживая сказанное, можно утверждать, что институт частного сервитута пригоден лишь для разрешения мелких неурядиц, возникающих между отдельными собственниками земельных участков, но не пригоден для строительства даже распределительных сетей низшего уровня.