Механизмы финансирования социальных выплат и льгот, критерии их эффективности

20.07.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Механизмы финансирования социальных выплат и льгот, критерии их эффективности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.

Источники финансирования денежных выплат населению

Категория: Конституционное право.

Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2021 году.

В настоящее время проблемам финансирования социального обеспечения уделяется большое внимание. Практически в каждом из законов о тех или иных родах и видах социального обеспечения содержатся нормы, указывающие на то, каким образом должно производиться финансирование обеспечительных мер, чьим расходным обязательством являются конкретные меры социальной поддержки.

Конституция РФ не содержит однозначно прописанного механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение, так же как и указаний на конкретные организационно-правовые формы институтов социального обеспечения. Такими механизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное социальное страхование, а также добровольное социальное страхование. Однако в настоящее время основным механизмом, в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательного социального страхования. Это подтверждается действующим законодательством, а также позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в ряде его решений.

В России в начале 90-х годов прошлого века при переходе к рыночной модели хозяйствования была практически сформирована правовая и институциональная основа системы социального страхования. В частности, были созданы независимые специализированные институты социального страхования — так называемые внебюджетные социальные фонды. Созданные структуры — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхова­ния, Государственный фонд занятости населения РФ — обладали главными характеристиками институтов социального страхования, зафиксированными в системе международных трудовых норм. Их средства не были консолидированы в составе федерального бюджета, обеспечивая тем самым большую степень прозрачности для их использования исключительно на нужды застрахованных. Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитой от определенной группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамках самостоятельных отраслей социальной защиты:

  • старость, инвалидность, потеря кормильца;
  • необходимость медицинской помощи;
  • временная нетрудоспособность, включая беременность, роды и уход за малолетними детьми; безработица.

Каждый из фондов осуществлял сбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работником в случае обязательного пенсионного страхования), что определяло ответственность каждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования. Порядок уплаты и размеры взносов устанавливались законом.

В июле 1999г. был принят Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Этот Закон занимает особое место в правовом массиве, регулирующем права граждан на социальное обеспечение, так как имеет рамочный характер. В Законе заложены правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования. Подразумевается, что все другие законы, касающиеся отдельных видов обязательного социального страхования, должны соответствовать общим принципам, зафиксированным в данном Законе. В частности, в тексте Закона дано определение правового статуса объектов социального страхования, изложены их права и обязанности.

Впервые в этом Законе закреплены основные принципы обязательного социального страхования:

  • устойчивость его финансовой системы за счет эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий и обязательный характер;
  • доступность для застрахованных лиц;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;
  • исполнение страховщиком обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия субъектов в органах управления;
  • общественный контроль.

Также предусмотрены правовые механизмы, обеспечивающие защищенность финансовых средств государственного социального страхования. Устанавливается автономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; включены положения о разделении полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере обязательного социального страхования, определен круг вопросов, относимых к ведению федеральных властей.

Для ведения финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются федеральные законы о бюджетных фондов на очередной финансовый год, и утверждается исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очередной финансовый год.

Тем не менее, изменения последних лет в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности порядок его финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества. В данной представленной работе нас более всего интересует работа Фонда социального страхования.

Фонд социального страхования РФ – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, текущие, валютные и иные счета в банках.

Фонд Социального Страхования является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Указом Президента РФ от 20.03.2001 года №318 введена государственная регистрация актов, издаваемых ФСС.

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 утверждается Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации с последующими изменениями (от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г.). В соответствии с вышеуказанным Положением ФСС управляет средствами государственного социального страхования России и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством);

Средства ФСС направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные;
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения. ФСС имеет свой фонд развития за счет средств, полученных от взимания пеней и наложения финансовых санкций. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством РФ.
Читайте также:  Какой штраф за стоянку на месте для инвалидов в 2022 году

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Основные способы финансирования социальной защиты

1. Источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:

1) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2) благотворительные взносы и пожертвования;

3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;

4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники.

2. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

3. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

4. Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации вправе привлекать иные источники финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере.

6. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается:

1) федеральным органом исполнительной власти — для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

2) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации — для организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации.

Дополнительные виды социального финансирования

Финансирование Фондов социальной поддержки граждан может расходоваться на дополнительные мероприятия по таким направлениям:

  • осуществление помощи в виде вещей первой необходимости (продукты питания, одежда, обувь, средства личной гигиены) по льготной стоимости или совершенно бесплатно;
  • предоставление социальных услуг и помощи в специализированных центрах или на дому;
  • предоставление бесплатного питания особо нуждающимся гражданам;
  • выдача дотаций на покупку медикаментов, протезных и ортопедических изделий, а также на оплату бытовых и коммунальных услуг;
  • обеспечение гражданам без определенного места жительства ночного проживания;
  • формирование собственных предприятий для увеличения пунктов социальной помощи;
  • помощь в предоставлении кредитов и прочие направления.

Финансирование государственной социальной помощи

…7. Средства Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в феврале 1993 года для медицинского обслуживания граждан России. Такого рода необходимость назрела после развала и деградации системы медицинского обслуживания СССР. Но в 90-е и 00-е годы в России данная система практически не работала. Финансирование лечебных учреждений осуществлялось за счет бюджетов различных уровней, а медицинские услуг в основном за счет самих граждан РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование

Пенсионный фонд РФ (ПФР) — это централизованный фонд социального обеспечения населения. Он является страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансовокредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-I.

Денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР и отчет о его исполнении утверждаются в форме федеральных законов.

ПФР имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.

Как управляют системой

Существует 3 фонда в разных отраслях социального страхования. Они осуществляют управление системой на государственном уровне.

Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – это единые центры в системе социальной защиты, которые координируют и контролируют деятельность территориальных управлений по субъектам федерации.

Очевидно, что данная система централизованна. Руководство для каждого фонда образует правительство страны.

Можно считать, что системой социального страхования управляет Президент и основной законодательный орган государства. Это логично ведь она является частью социальной политики. Но они не вмешиваются в локальную деятельность фондов, потому что те являются внебюджетными, автономными организациями.

Система трехуровневая:

  • первый уровень – государственные федеральные фонды;
  • второй – территориальные ответвления центральных организаций;
  • третий – административные фондовые единицы.

Существование этих элементов гарантирует эффективную реализацию государственных целей в сфере социальной защиты всего населения страны. Органы управления на каждом уровне одинаковые, но лица, отвечающие за выполнение основных социально-политических задач, всегда разные.

Источники финансирования социальной защиты населения. Финансирование системы социальной защиты населения в переходной российской экономике алексеева юлия владимировна Финансирование социальной защиты населения рф

Государство как основной субъект социальной работы осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы при помощи финансовой политики.

Финансы в социальной работе — важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие: распределительная, стимулирующая, контролирующая./7/

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе принципов:

1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов.

2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения.

3) Принцип выборочного подхода при определении размеров социальной помощи в зависимости от региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

Читайте также:  Какой вид пенсии назначается инвалиду если у него отсутствует страховой стаж

6) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов.

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

1) Бюджеты бюджетной системы РФ, в том числе:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

Муниципальные бюджеты.

2) Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд занятости;

Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

3) Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.)

В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения из-за инфляции, а также реальных доходов основной массы населения.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан.

Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:

Предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;

Предоставление дотаций на приобретение лекарств;

Оплату коммунальных услуг;

Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

Создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.

За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Налоги — это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке.

Бюджетную систему РФ «питают» налоги, сборы и другие платежи. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений.

Три пятых общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, определяемых законами.

С 2011 года общий тариф страховых взносов увеличился до 34%. В Пенсионный фонд России он составил 26%, в Фонд социального страхования — 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3,1% и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования — 2%.

Изменения коснулись и плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход: с 1 января 2011 года они переходят с льготного тарифа на общий, то есть на 34%.

Для ряда организаций предусмотрен льготный режим. Так, останется на уровне 2010 года тариф для средств массовой информации, кроме специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. 20% СМИ-плательщики страховых взносов будут уплачивать на нужды обязательного пенсионного страхования, в Фонд социального страхования – 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2%. То есть общий размер тарифов страховых взносов для этой категории страхователей останется 26%.

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, определены особые условия: на 2010 год в Пенсионный фонд тариф снижен до 14,0%, а от уплаты в другие фонды они освобождаются, в 2011 году такие организации будут перечислять в Пенсионный фонд 8,0%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2,0%.

Сущность налогов состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, невозможна не только эффективная рыночная экономика, но и эффективная социальная поддержка неимущих слоев населения./21/

Однако вернемся к источникам финансирования социальной защиты населения.

Необходимо отметить, что существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

Так, федеральные органы власти:

Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

Формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;

Финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;

Определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

С учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

Определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов.

Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:

В виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета);

В виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.

Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:

Взносов учредителей благотворительных организаций;

Членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

Благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

Доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

Поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);

Доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

Поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

Доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

Труда добровольцев;

Иных, не запрещенных законом источников.

Деятельность фондов благотворительных организаций строится на основе закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.

Уже в 1991 г., после выхода закона об общественных объединениях, начало активно развиваться общественное движение, в том числе благотворительность и милосердие.

Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим и государственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4%. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3-5% их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономное расходование средств и высокая результативность.

В РФ в настоящее время действует более 500 благотворительных организаций. Большая часть из них занимается оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений не лишена многих недостатков и нуждается в решении многих проблем.

Так, управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработана эффективность расходования выделяемых средств. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий. Имеют место и другие проблемы.

Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования.

Государство как основной субъект социальной работы осуществляет управ­ляющее воздействие на экономику социальной сферы при помощи финансовой политики.

Финансы в социальной работе — важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предос­тавления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие: распре­делительная, стимулирующая, контролирую­щая.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на ос­нове принципов:

1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и фор­мирования социальных фондов.

2) Принцип социального реагирования предполагает пере­смотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения.

3) Принцип выборочного подхода при определе­нии размеров социальной помощи в зависи­мости от региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с зако­нодательством.

5) Учет государственных минимальных стандартов, в пре­делах которых должны выделяться средства по основным со­циальным позициям (уровень жизни, наука, культура, обра­зование, медицина, экология).

6) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов.

Финансирование мероприятий по социальной защите на­селения осуществляется из различных источников:

Читайте также:  Размер алиментов на 4 детей устанавливается в размере 1/2 заработка

I. Государственный бюджет, в том числе:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, авто­номных областей и др.);

Муниципальные бюджеты.

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд занятости;

Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

III. Негосударственные источники финансирования (част­ные и общественные благотворительные фонды и др.).

Таблица №26

Расходы бюджетной системы РФ на социально-культурные мероприятия*

Млрд. руб.

Млрд. руб.

Млрд. руб.

Консолидированный бюджет

Расходы — всего

в том числе на:

образование

социальную политику

Федеральный бюджет

Расходы — всего

в том числе на:

образование

культуру, искусство кинематографию

здравоохранение и физическую культуру

социальную политику

Бюджет субъектов РФ

Расходы — всего

в том числе на:

образование

культуру, искусство кинематографию

здравоохранение и физическую культуру

социальную политику

*по данным Минфина России.

В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения из-за инфляции, а также реальных доходов основной массы населения.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финанси­рование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан.

Дополнительные виды социального финансирования

Финансирование Фондов социальной поддержки граждан может расходоваться на дополнительные мероприятия по таким направлениям:

  • осуществление помощи в виде вещей первой необходимости (продукты питания, одежда, обувь, средства личной гигиены) по льготной стоимости или совершенно бесплатно;
  • предоставление социальных услуг и помощи в специализированных центрах или на дому;
  • предоставление бесплатного питания особо нуждающимся гражданам;
  • выдача дотаций на покупку медикаментов, протезных и ортопедических изделий, а также на оплату бытовых и коммунальных услуг;
  • обеспечение гражданам без определенного места жительства ночного проживания;
  • формирование собственных предприятий для увеличения пунктов социальной помощи;
  • помощь в предоставлении кредитов и прочие направления.

Минтруд указал на достижения 2019 г. в сфере соцподдержки населения.

Стартовал нацпроект «Демография», целью которого является повышение естественного роста численности населения и продолжительности жизни до 78 лет. Объем его финансирования составляет около 3 трлн руб. на 6 лет.

В рамках федпроекта «Финподдержка семей при рождении детей» реализованы ежемесячные выплаты при рождении детей (в размере регионального прожиточного минимума) и выплата маткапитала при рождении второго ребенка (453 тыс. руб. в 2019 г.). Для семей из ДФО размер выплат был увеличен.

В рамках федпроекта «Старшее поколение» в 12 регионах была создана система долговременного ухода за пожилыми и инвалидами (к 2022 г. — во всей стране). Также во всех регионах была реализована доставка указанных лиц, проживающих в селах, в медорганизации, для чего в 2019 г. было закуплено 1 434 ед. транспорта, создано 1 439 мобильных бригад.

Социальная поддержка по законодательству субъектов РФ

В качестве примера социальной поддержки «региональных льготников» (ветеранов труда и др.) приведем законодательство г. Москвы.

В соответствии Законом г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» деятельность по предоставлению мер социальной поддержки основана на тех же принципах, что и на федеральном уровне. Кроме того, применяется принип адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.

К мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан относятся:

Право на социальную поддержку имеют следующие категории граждан из числа пенсионеров:

1) труженики тыла, т.е. лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 г. по 09.05.1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

2) ветераны труда и приравненные к ним лица по состоянию на 31.12.2004 г. лица, а именно:

3) реабилитированные лица, к которым относятся:

4) граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, – дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

При наличии права на ежемесячную городскую денежную выплату по нескольким основаниям предоставляется одна – самая высокая по размеру.

Статья 30. Финансовое обеспечение социального обслуживания

1. Источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:

1) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2) благотворительные взносы и пожертвования;

3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;

4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники.

2. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

3. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

4. Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации вправе привлекать иные источники финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере.

6. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается:

1) федеральным органом исполнительной власти — для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

2) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации — для организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации.

7. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников.

8. Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Категории и виды получателей

Государство выделяет средства для поддержки тех граждан, чье материальное положение изменилось вследствие потери работы или трудоспособности, болезни или травмы, смерти близких, смены социального статуса. Также пособия положены семьям с детьми, где финансовые расходы возросли из-за определенных обстоятельств.

Поддержка назначается малообеспеченным слоям населения и несовершеннолетним, у которых отсутствуют источники финансирования. Отдельно можно выделить категорию граждан, которые получают материальное вознаграждение от государства за весомый вклад в развитие государства и общества. Сюда относятся, например, ветераны, определенные военнослужащие, инвалиды, участники аварий и ЧС.

Кто может претендовать на господдержку:

  • безработные;
  • инвалиды;
  • сироты;
  • беременные женщины;
  • семьи с детьми до 3 лет;
  • опекуны ребенка;
  • семьи с несовершеннолетними детьми, оказавшиеся в тяжелом финансовом положении;
  • герои РФ или герои СССР;
  • инвалиды;
  • семьи погибших военнослужащих.

Виды социальных выплат можно условно разделить на несколько категорий – например, по целевому назначению или типу финансирования. Так, региональные социальные выплаты действуют только в определенных областях, а федеральные назначаются гражданам России во всех регионах без исключения.

Источники финансирования социальной сферы

Бюджетные ассигнования – основной источник финансирования социальных фондов. Это отчисления предприятий и учреждений, работающих за счет бюджетных вливаний. Через такие региональные фонды осуществляется финансирование более 60% существующих в стране на законодательном уровне социальных выплат. Среди них – выплата пенсий военнослужащим, работникам правоохранительных органов, подобное.

Часть финансирования социальной сферы в РФ берут на себя региональные бюджеты. Молодежные программы, выплаты по беременности и родам, детские пособия, выплаты многодетным семьям, а также обеспечение домов-интернатов для детей, пожилых людей и инвалидов, выплаты материальной помощи малоимущим, сиротам, вдовам и подобное происходят из региональных бюджетов при поддержке государственного, если в том есть такая необходимость ввиду критических ситуаций.


Похожие записи: