На заметку водителю: A1, B1, C1, D1, C1E и D1E
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На заметку водителю: A1, B1, C1, D1, C1E и D1E». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В законодательстве B1 имеет статус «подкатегория», её наличие в водительском удостоверении даёт право управления трициклами и квадрициклами. Давайте разберемся, что из себя представляют эти транспортные средства.
Как получить права категории B1
Бытует мнение, что обучиться на категорию B1 нельзя, а открывается она лишь у тех, кто уже имеет права категории B или C. Такое утверждение полностью неверно – Постановление Правительства РФ № 1097 и Административный регламент проведения экзаменов ГИБДД содержат все положения, касающиеся порядка обучения и проведения экзаменов на эту категорию. Сложность состоит в том, что нелегко найти автошколу, имеющую программу подготовки водителей категории B1. Да и самим ученикам проще выучиться на категории A или B, что позволит автоматически открыть B1.
Тем не менее, обучиться на категорию B1 без получения A или B можно. Для этого необходимо заключить договор с автошколой и предоставить:
- паспорт гражданина РФ;
- свидетельство о рождении;
- 2 фотографии (для личного дела и свидетельства об окончании автошколы);
- медицинское заключение по форме 003-В/у об отсутствии/наличии медицинских противопоказаний для вождения.
Справку 003-В/у можно получить в медицинской организации любого типа, для этого нужно получить положительное заключение:
- психиатра;
- нарколога;
- офтальмолога;
- терапевта.
Что изменилось в правах?
Новые права могут включать в себя 16 различных подкатегорий транспорта. Каждая категория имеет свои требования и определённое количество видов транспорта, схожего по своему функционалу и характеристикам.
- «А» – мотоциклы с колясками и без них общей массой до 400 кг.
- «А1» – легкие мотоциклы или же мотовездеходы. Владельцам категории «А1» нельзя управлять простыми мотоциклами. Категория доступна для обучения с 16 лет.
- «В» – «легковушки», джипы, небольшие грузовики, маленькие семейные автобусы. Максимальная масса под нагрузкой 3,5 т.
- «BE» – авто с тяжёлыми прицепами.
- «В1» – трициклы и квадрициклы. Не путать с квадроциклом.
- «С» – грузовики, весом более 3,5 т. Сюда же относят грузовики с прицепом менее 750 кг.
- «СE» – грузовик от 3,5 т с прицепом массой более 750 кг.
- «С1» – грузовики массой от 3,5 до 7,5 т. Возможно использование прицепа до 750 кг.
- «С1Е» – грузовики до 7,5 т и прицепом более 750 кг.
- «D» – автобусы. Есть возможность вождения с прицепом до 750 кг.
- «DE» – автобус с прицепом от 750 кг.
- «D1» – микроавтобусы от 8 до 16 сидячих мест, использующиеся для перевозки людей.
- «D1E» – микроавтобус с прицепом, непредназначенным для перевозки людей, масса которого более 750 кг. Максимально возможная масса поезда под нагрузкой не более 12 тонн.
- «М» – мопед (категория может быть открыта уже с 16 лет).
- «Tm» – трамвай.
- «Tb» – троллейбус.
Возможности водителя, получившего категорию «B1»
Появление новых видов машин и средств передвижения заставляет каждый раз задуматься, к какой категории их отнести. Определяется это по характеристикам и возможностям конкретного транспортного средства. Новые модели транспорта – трициклы и квадрициклы нельзя отнести к категории «А», так как они существенно отличаются по внешнему виду и функционалу.
Трициклы и квадрициклы часто приобретают популярность у молодёжи, которая не окончила специализированных курсов и не знает полного списка дорожных правил, соответственно никаких экзаменов не сдавали и официальных документов не получали. Это очень сильно подрывает безопасность окружающих и владельцев другого транспорта.
Данные машины были отнесены к подкатегории «В1». Их характеристики практически идентичны характеристикам легкового автомобиля. Как и для всех, введены общие правила. Они подразумевают идентичный алгоритм получения прав, то есть записаться в автошколу, прослушать теоретический курс и пройти необходимое количество часов практики на автодроме и в городе. После чего будет назначен внутренний и внешний экзамен.
Возрастной ценз для подкатегории – 18 лет. Наличие оплаченной госпошлины и пройденной медкомиссии обязательно. Это общие требования для всех водителей.
Если в правах имеется отметка категории «В», то разрешается управлять:
- трициклом, если максимальный объём его двигателя превышает 50 лёгким квадрициклом, масса которого достигает 350 кг, а скорость не более 50 км/час;
- квадрициклом, если его максимальная масса не более 400 кг, при этом мощность двигателя составит не более 15 кВт;
- его грузовой моделью, масса которой менее 550 кг.
- квадрициклами, вес которых в пределах 400 кг и силовым агрегатом, мощность которого достигает 15 кВт или грузовыми моделями, вес которых не более 550 килограмм.
Что обозначает категория прав B1 с пометкой AS и MS
На самом деле все просто. При получении или замене водительского удостоверения на автомобиль (B), у вас будут открыты категории прав B B1 M. При этом, напротив B1 будет пометка AS в графе под номером 12. Сокращенно, эта аббревиатура обозначает «Automotive Steering» — наличие рулевого колеса (в форме круга) и автомобильная посадка на кресло или диван.
Мотоциклисты с правами «A» будут иметь открытые подкатегории B1 A1 M. Но в 12 графе уже будет отметка MS, обозначающая «Motorcycle Steering». У квадрициклов и трициклов такого типа должен быть руль «мотоциклетного» типа (в форме перекладины) и посадка верхом, как на мотоцикл.
Водители с открытыми категориями B и A имеют право управлять транспортными средствами с обоими видами рулевого управления и посадкой, кроме того, у них отсутствуют пометки AS и MS подкатегории B1 в водительских правах.
Какие машины можно водить с категорией В1?
Категория В1 в 2021 году открывается для управления такими нестандартными транспортными средствами, как квадрициклами и трициклами. В нашей стране они пока редкость, поэтому стоит уделить время на знакомство с такими необычными ТС.
Квадрицикл – транспортное средство с кабиной без стекол, оснащенное четырьмя колесами.
Согласно Постановлению Госстандарта №402 от 08.10.01 г. квадрицикл должен соответствовать определенным требованиям. Весить он должен не больше 400 кг. Но если он предназначен для грузоперевозок, тогда предельная масса должна быть не больше 550 кг. Вес батарей для электроквадрициклов не учитывается. Мощность двигателя квадрицикла не более 20 лошадиных сил. Существуют модели с электродвигателем. Норма мощности для них не более 15 КВт. Скорость передвижения не менее 25 км/ч.
Подробнее о категории В1
Водительское удостоверение, которому присвоена дополнительная подкатегория В1, предоставляют возможность: Управление трициклом – агрегат внешне напоминает мопед, только на базе трехколесного шасси. При этом транспортное средство должно иметь двигатель объемом не более 50 кубических сантиметров и мощностью не более 20 ЛС. Управление квадрициклом – агрегат значительно слабее классического квадрицикла. Способен развивать скорость не более 50 км/ч. Вес транспортного средства без аккумулятора не должен превышать 350 кг. Мобильные транспортные средства с более высоким показателями не попадают в категорию прав В1.
Почему ввели B1 категорию
Развитие техники привело к тому, что большому числу водителей стали доступны ранее штучные экземпляры необычных транспортных средств, таких как трициклы, квадрициклы.
Имея двигатель солидного объема и массу, более значительную, чем у мотоцикла, они становятся полноправными участниками дорожного движения, наравне с легковыми автомобилями.
B1 категория водительских прав призвана повысить безопасность дорожного движения, приравнивая такие транспортные средства к легковому автотранспорту, т.к. навыков вождения скутера или мопеда будет явно недостаточно для полноценного управления более широкого транспортного средства, которое занимает целую полосу.
Таким образом, в качестве первопричины, введение новой подкатегории выступает забота о безопасности дорожного движения и приведение категорий в соответствие с европейскими стандартами, где полногабаритные транспортные средства на мотоциклетной тяге достаточно распространены и имеют равные права.
Ответственность за отсутствие необходимой отметки в документе
Если права выдаются впервые, вопросов относительно пометок не возникает. Новоиспеченный участник дорожного движения получает все необходимые разъяснения во время прохождения обучения.
Сложности могут возникнуть у тех, кто обратился за заменой удостоверения, у которого истек срок действия или за выдачей дубликата утерянного документа. Получив документ нового образца с множеством непонятных обозначений, многие не обращают на них внимание. Подобная халатность расценивается как административное правонарушение и может иметь не очень приятные последствия. Сев за руль транспортного средства, на которое не распространяется их категория, автолюбители имеют все шансы заплатить достаточно большой штраф.
Инспектор ГИБДД, выявивший подобное административное нарушение, имеет право выписать нарушителю штраф в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей, в зависимости от сложности ситуации, так как подобное действие приравнивается к езде без прав. Транспортное средство могут доставить на штрафплощадку. В этом случае нарушителю придется запалить за услуги эвакуатора, и оплатить каждый день пребывания техники на территории ГИБДД.
Практика показывает, что введение категории «В1» серьезно дисциплинировало водителей. Многие обеспеченные родители расценивали трициклы и квадрициклы, как игрушку для своих подросших чад. Подобное отношение нередко приводило к серьезным последствиям, когда страдал не только горе-водитель, но и другие частники дорожного движения, в том числе и пешеходы.
Теперь наличие возрастного ограничения и обязательного прохождения обучения в автошколе позволило стабилизировать ситуацию. Серьезно повлияло поведение владельцев этого типа техники и введение штрафных санкций. Этот факт подтверждают ежедневные сводки с автомобильных дорог страны.
Описание категории B1
Новая графа появилась благодаря массовому распространению различного рода квадрициклов и трициклов. Уместнее будет сказать, что категория В осталась без изменений (разрешает вождение легкового автотранспортного средства менее 3500 кг с количеством сидячих мест не более 8), а b1 является дополнительным подпунктом к ней.
Категория b1 дает право на управление трициклами и квадрициклами, имеющими объем силового агрегата свыше 50 куб. см и имеющих собственную массу не более 550 кг.
Все нововведения отображены на оборотной стороне водительского удостоверения наряду с основными пунктами.
Транспортные средства с менее тяговитыми двигателями и значительно меньшими габаритами уже относятся к другой категории, введенной для мопедов (М).
Дополнительно к пункту b1 предусмотрены два подпункта, которые проставляются в крайней правой графе (12) в строке с указанием категории. Эти дополнительные аббревиатуры обозначаются как «AS» и «MS». Возникает вопрос о том, какие машины можно водить, обладая этими отметками в собственных правах, и что означает AS:
- AS (Automotive Steering) – допуск к управлению транспортным средством, имеющим автомобильный руль. Дает дополнительную возможность установки сидения автомобильного типа на квадрицикл или трицикл взамен стандартных.
- MS (Motorcycle Steering) – дает право на управление квадрициклом или трициклом в стандартной комплектации.
«Прицепные» категории
Если вам нужно возить прицеп больший, чем позволяют категории «B», «C» или «D», то следует открыть особую категорию – «BE», «CE» или «DE» соответственно. Чтобы сделать это, необходимо иметь опыт управления теми или иными ТС (то есть, саму нужную категорию) в течение как минимум 1 года. Кстати, автобусы с «гармошкой» относятся именно к «DE».
Есть также и категории «C1E» и «D1E». Они позволяют использовать с прицепами, соответственно, небольшие грузовики и автобусы. При этом, максимальная разрешённая масса прицепа не должна превышать ненагруженную массу машин, а суммарный их вес ограничивается 12 тоннами. Кроме того, к «D1E» не относят прицепы для перевозки пассажиров (те же «гармошки»), независимо от их веса.
Условия выдачи водительских удостоверений
Чтобы получить основное удостоверение, необходимо выполнение трёх требований:
- успешное прохождение теоретического и практического экзаменационного испытания после обучения в автошколе;
- оплата госпошлины (2 000 рублей в 2021 г.);
- прохождение медицинского освидетельствования с соответствующим допуском.
Окончание учебы в автомобильной школе знаменуется экзаменовкой по пройденному курсу теории и практики. Выпускникам предстоит ответить на вопросы экзаменационных билетов, показать полученные навыки езды на автодроме и в реальных условиях городского дорожного движения.
Прохождение мед. комиссии подразумевает посещение следующих специалистов:
- терапевта (врача общей практики);
- окулиста;
- хирурга;
- невролога;
- психиатра;
- нарколога.
Для чего категория прав B1?
Получив права категории «А», что является допуском к вождению мототехники, водитель не вправе управлять мототранспортом с тремя и более колесами, которые отныне приравниваются к легковому автомобилю.
Новая B1 категория прав в, в отличие от A, дает право на управление квадрициклами и трициклами. Водитель такого транспортного средства без соответствующей категории в правах получит штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей, согласно Административному Кодексу РФ, что приравнивается к управлению ТС без прав.
На новых «корочках» присутствует специальная графа о присвоении категории В1. Если же у вас права старого образца, придется обратиться в ГИБДД для их замены. Такая категория может присваиваться как со сдачей соответствующего экзамена, при наличии низшей, например, А1 категории, так и без него, при уже открытой категории «А».
Какими будут водительские права на квадроцикл и снегоход в 2021 году?
Квадрициклы и квадроциклы: сходства и различия
Путаница между этими двумя видами транспортных средств вызвана не только похожими названиями, но достаточно схожим устройством и близким функционалом. Однако на практике квадроциклы и квадрициклы серьезно отличаются.
Как мы уже говорили, квадрициклы – это четырехколесные транспортные средства с рулем автомобильного или мотоциклетного типа, с кабиной или без. Их ненагруженная масса не может превышать 400 кг или 550 кг для грузовых квадрициклов, максимальная мощность – 15 кВт.
Квадроциклы – это также четырехколесные ТС, обычно без кабины и с рулем мотоциклетного типа. Так как их определение отсутствует в современном российском законодательстве, то для них не устанавливаются пороги максимальной массы, скорости или мощности двигателя. Часть квадроциклов является типичными квадрициклами, ими можно управлять, имея категорию B1.
Однако большинство квадроциклов не вписываются в условия категории B1 по своим характеристикам, то есть имеют большую массу и (или) большую мощность. Поэтому их относят к мотовездеходам. Зачастую квадроциклы и вовсе не предназначены для вождения на дорогах общего пользования.
Мотовездеходы не регистрируются в ГИБДД – регистрация производится Ростехнадзором на основании предоставленного ПСМ (паспорта самоходной машины).
Водительское удостоверение категории DE
Это автомобили категории D с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, а также сочлененные автобусы.
Есть и две подкатегории – D1 и D1E. Первая введена для автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя, а также для машин с прицепом, разрешенной максимальной массой до 750 кг. Вторая же — автомобили подкатегории D1 с прицепом, не предназначенные для перевозки пассажиров, разрешенной максимальной массой свыше 750 кг, но не более массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 кг.