Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика пассажиров

27.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика пассажиров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Страхование профессиональной ответственности таможенного перевозчика предполагает заключение генерального договора, который ориентирован на компании, занимающиеся перевозкой грузов под таможенным контролем.
Срок действия — от 3 месяцев до 3 лет.

Страхование профессиональной ответственности таможенного перевозчика

В рамках договора можно застраховать профессиональную ответственность таможенного перевозчика. Помимо обычной ответственности за груз перед грузовладельцем, страхование может покрывать ответственность за доставку груза в таможенный орган назначения перед таможенными органами, определенную Таможенным Кодексом Таможенного союза.

Тариф по страхованию профессиональной ответственности таможенного перевозчика составляет 0,5…2% от лимита ответственности.
В каждом конкретном случае размеры тарифных ставок могут быть скорректированы в зависимости от вида транспорта, количества транспортных средств, рода перевозимых грузов, маршрутов перевозок.

При безубыточном страховании предусмотрены скидки.

Что необходимо для заключения договора страхования?

  1. Связаться с менеджером Компании любым удобным способом, как указано ниже
  2. Получить у менеджера и заполнить заявление на обязательное страхование
  3. Приложить к заявлению на обязательное страхование следующие документы:
  • Сведения о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации, по видам транспорта, указанным в заявлении на обязательное страхование;

  • Копия(-ии) лицензии(-ий) (и/или иных обязательных разрешительных документов) на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров видами транспорта, указанными в Заявлении на обязательное страхование;

  • Расчет количества перевезенных пассажиров и копии документов, обосновывающих расчет, по видам транспорта, указанным в Заявлении на обязательное страхование.

В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?

Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, — это Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Статья 1 закона говорит о следующем:

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.

3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Из данной статьи можно сделать 2 вывода:

  • На легковые такси страховка ОСГОП не нужна.
  • Страховка нужна на транспортные средства, в отношении которых действуют транспортные уставы.

Различия между типами страхования

Давайте для начала разберемся, в чем различия между страхованием ответственности перевозчика и страхованием самого груза. Уверены, что вы уже не раз пытались найти информацию по этой теме, но, как правило, она пестрила заумными словами, коими грешат все тексты о законах и правилах. Мы без сложных определений попытаемся раскрыть суть вопроса: взаимозаменяемые ли это страховки или все же совершенно разные типы страхования?

Итак, первое, что вы должны для себя уяснить: страхование перевозки товара и ответственности перевозчика — разные типы страхования, которые никак нельзя считать взаимозаменяемыми. Страхование ответственности экспедитора и перевозчика подразумевает, что если груз испортится или потеряется в дороге, то страховая компания выплатит возмещение, ТОЛЬКО если инцидент произошел по вине перевозчика. Если перевозчик напрямую не виноват в порче или потере груза, то страховщики вправе отказать своему клиенту в выплате компенсации.

Стоит ли экспедитору/перевозчику пренебрегать страхованием ответственности ради страхования груза?

Давайте разберемся, нужно ли вам застраховать перевозку. Мы давно заметили, что редко кто понимает, какой продукт необходим для защиты интересов того или иного человека. К примеру, не все знают, что если в пути что-то произойдет с грузом (кража, падение, дорожно-транспортная авария), то убыток может отразиться не только на владельце груза, но и на перевозчике и экспедиторе.

У некоторых перевозчиков может сложиться неверное мнение о том, что самое главное — это застраховать груз, а страхование транспортной компании можно проигнорировать. Чем, собственно, и пользуются другие страховые агентства. Дело в том, что так они могут увеличить свой доход, забывая о том, какова социальная значимость страховой защиты.

Интересы экспедитора страхование грузов защитит только, если страховать их будет он сам: если экспедитор не сам страховал груз, то возмещать потери страховщика впоследствии придется все-таки ему; а вот если экспедитор осуществил страхование грузов от своего лица, то он полностью защищен от встречных требований страховых компаний. В этом вопросе нет особых альтернатив и при возможности необходимо все-таки страховать груз.

Читайте также:  Титульное страхование: обстоятельства и риски

Вы должны запомнить, что страхование ответственности может принести пользу любому застрахованному лицу, которому в результате неправильной перевозки был причинен вред, только если доказана виновность этого самого застрахованного в нанесении ущерба. А страхование груза приносит пользу в не зависимости от того виноват страхователь или застрахованный (за исключением умысла и халатности) в нанесении вреда имуществу или нет, страховщик будет платить в любом случае.

Именно поэтому, если вы экспедитор или перевозчик, то, страхуя груз, вы должны понимать, что если товары, которые вы перевозите, испортятся даже не по вашей вине, вы сможете возместить потери собственнику не тратя свои финансы. Даже если претензия будет предъявлена не собственником груза, а , к примеру, вторым экспедитором, то страховщик все равно будет оплачивать убыток.

Воздушный кодекс России от 1997 г. предусматривает определение размера ответственности авиаперевозчика по предписаниям ГК РФ, если в страховом полисе не стоит другая сумма.

Также транспортная авиакомпания отвечает за сохранность грузовых отправлений, багажа, вещей, которые находятся при пассажире. Любой желающий может сдать багаж, заранее указав его цену, – тогда размер компенсации будет соответствовать заявленной им стоимости.

Если пассажир этого не сделал, то компенсация будет равняться стоимости багажа, но при этом максимальная цена за 1 кг будет не более 2-х МРОТ.

Возмещение за ручную кладь тоже зависит от стоимости, но если установить ее ценность не представляется возможным, выплачивается компенсация, не превышающая 10 МРОТ.

С компании-авиаперевозчика может быть снята ответственность по возмещению убытка, если она представит доказательства того, что сделала все, что необходимо для предотвращения страхового события, или что никакие действия не смогли бы предотвратить его наступление.

Также страхователь должен доказать, что имущество было утрачено или застраховано не в течение авиаперевозки, а в другое время.

Согласно Кодексу, авиаперевозчик вправе повысить лимит своей ответственности, для этого требуется заключение соглашения с отправителем груза, его получателем либо пассажирами конкретного рейса.

Обязательное страхование ответственности перевозчика предусматривает установление размера для каждого пассажира в 1000 и более МРОТ. Такая сумма выплачивается, если человек погиб или травмирован.

Что же касается компенсации за утраченное имущество, то минимальная сумма зависит от лимита ответственности авиаперевозчика.

При составлении и подписании специального договора со страховой компанией также не стоит забывать о страховых рисках. К таковым относят:

  • Ответственность в случае возможной утраты, частичной и полной гибели или потере перевозимого груза при возникновении форс-мажорных ситуаций. Сюда стоит отнести стихийные бедствия и природные катаклизмы, кражи, различные разбойные нападения, обвалы на дорогах и пр.;
  • Финансовые убытки, которые возникают по вине самого экспедитора, то есть стороны страхователя. Это просрочка перевозимых товаров, нарушения при организации доставки;
  • Компенсации, возникающие из-за необходимости выплат за таможенные сборы, оплата пошлин;
  • Ответственность перед третьими лицами, которая возникает по причине повреждения перевозимого товара;
  • Расходы, необходимые для расследования причин и обстоятельств наступившего страхового случая;
  • Финансовые выплаты, используемые для снижения нанесённого ущерба.

Но в список страховых рисков могут не входить некоторые форс-мажорные ситуации. Для этого их следует обязательно прописать в договоре.

Ответственность грузоперевозчика

Обязательной ответственности в плане страхования у грузоперевозчика нет, но перед владельцем груза он все равно несет ответственность. Казалось бы, самый простой вариант – страхование груза. Хорошо бы было для перевозчика, если бы груз страховал сам владелец (грузополучатель или грузоотправитель), но что было бы, если бы вина при этом за порчу груза или его утрату лежала на перевозчике? Страховщик бы выплатил страховое возмещение, но мог бы предъявить регрессный иск виновнику, то есть перевозчику.

Перевозчик тоже вправе застраховать груз, но это ему не выгодно. Во-первых, страхование перевозки груза каждый раз – процедура хлопотная, во-вторых – достаточно дорогая. Поэтому основными достоинствами страхования ответственности перевозчика являются два обстоятельства:

  • договор заключается один раз на весь год;
  • страхуется не каждая перевозка, а средняя величина стоимости грузов одного перевозчика, одновременно находящихся в пути.

Второе обстоятельство многократно снижает расходы на страхование, так как страхуется не весь годовой объем грузов, а только его часть, находящаяся в пути. При этом принцип пропорциональных выплат по правилам страхования ответственности перевозчика не применяется, компенсации за груз производятся в полном объеме.

Некоторые страховые компании не заморачиваются в том, чтобы выяснить годовой грузооборот, число рейсов и прочие параметры, а просто объявляют страховые суммы в зависимости от числа машин (вагонов, самолетов, судов). Такой подход тоже имеет место быть, но он более рискован, так как менее просчитаны возможные риски. Такие программы страхования принято называть коробочными продуктами. Если перевозчик согласен на такую страховку, ему следует внимательно изучить, какие риски покрываются страхованием.

Некоторые компании лицензируют общие правила для страхования ответственности экспедитора и перевозчика. В этом нет ничего удивительного, так как их ответственность часто начинается в одинаковых случаях, но у экспедитора она ограничивается грузом, испорченным или утраченным по его вине, а перевозчик отвечает за более широкий спектр возможного нанесения вреда.

Страховые обязательства

Единая экономическая природа страхования, по мнению В.А. Мусина, заключается в возмещении убытков посредством их разложения между многими субъектами. Поэтому с определенной долей условности смысл страхования можно выразить через категорию «разделение ответственности».

Условия страховых обязательств в соответствии с законом допускают два варианта их формулирования: может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена (п. 1 ст. 931 ГК РФ). В последнем случае может быть застрахована, например, ответственность водителя транспортного средства, являющегося работником перевозчика, выступающего страхователем. Причем в литературе о такой ответственности говорят как о деликтной, т.е. ответственности из причинения вреда.

Предметом страхования при данном виде страхования, как полагает А.И. Худяков, выступает ответственность причинителя вреда (самого страхователя или застрахованного лица) перед потерпевшим.

Собственно, в связи с этим (т.е. в целях определения лица, несущего страховые риски) закон и связывает обязанность указывать в договоре лицо, риск ответственности которого за причинение вреда застрахован. И вполне уместным выглядит нормативная оговорка о страховании риска самого страхователя, если это лицо в договоре не названо.

Наличие интереса признается за тем лицом, на которое может быть возложена ответственность за причинение вреда. Обязанность страховать риск своей гражданской ответственности может быть возложена на лицо, если это предусмотрено федеральным законом (ст. 927 и 935 ГК РФ). Закон N 67-ФЗ закрепляет такую обязанность за перевозчиком пассажиров (независимо от вида транспорта). Отсюда вытекают особенности конструкции самого обязательства, рассматриваемого законодателем, как указано выше, в качестве договора, заключаемого в пользу третьего лица (п. 1 ст. 7 Закона N 67-ФЗ), иначе именуемого выгодоприобретателем.

Следует отметить, что Закон N 67-ФЗ вводит обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), а не за нарушение договора (ст. 932 ГК РФ). Данные виды имущественного страхования очень схожи по своей природе, но все же различны по сути. Договорная ответственность может быть застрахована, если об этом прямо упоминает федеральный закон, в то время как гражданская ответственность, выраженная в материальном, овеществленном виде предполагается обязательной. На это, кстати, указывает ч. 1 ст. 5 Закона N 67-ФЗ, устанавливающая запрет осуществления перевозок (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), если гражданская ответственность перевозчика не застрахована.

Между тем судебная практика нередко расширительно подходит к решению вопроса о соотношении этих двух видов договоров и в зависимости от особенностей обязательства в некоторых случаях, например в экспедиторской деятельности, находит возможным квалифицировать их как договоры страхования ответственности вследствие причинения вреда третьим лицам или же в качестве договора комплексного страхования (Постановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 16996/09 по делу N А43-27008/200839-731, ФАС Поволжского округа от 05.10.2010 по делу N А55-24263/2009, от 07.05.2010 по делу N А12-4383/2009, ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2011 по делу N А56-23999/2010, ФАС Северо-Западного округа от 26.08.2010 по делу N А56-34710/2008, Определение ВАС РФ от 14.07.2010 N ВАС-9104/10 по делу N А60-44248/2009-С7).

Исключения предусмотрены для международных перевозок. Предусматривается, что обязанность осуществить обязательное страхование в соответствии с законом считается выполненной, если имущественные интересы перевозчика застрахованы согласно положениям международных договоров или в добровольном порядке по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не меньшем, чем это указано в Законе N 67-ФЗ.

Страховые риски при авиаперевозке

К страховым рискам при перевозке относятся:

  • потеря, повреждение или полное уничтожение груза (багажа пассажиров) во время совершения перелёта на воздушном транспорте;
  • причинение вреда здоровью или смерть пассажира во время перевозки;
  • неумышленное причинение вреда третьим лицам (телесные повреждения, ущерб имуществу или причинение вреда со смертельным исходом) вне салона (корпусом воздушного транспорта или в случае выпадения предметов из салона и их падения на поверхность земли);
  • задержка рейса или невозможность доставить пассажира до пункта назначения.

Авиаперевозчик не несёт ответственности, если:

  1. Ухудшение здоровья или смерть пассажира наступила по причине его плохого самочувствия, произошедшего естественным путём.
  2. Вред здоровью пассажира был нанесён с помощью предмета, находящегося в его личном багаже или ручной клади.
  3. Перевозчику удастся предоставить доказательства, что ухудшение здоровья пассажира или его смерть произошли по естественным причинам, при этом перевозчик сделал все необходимое, чтобы оказать помощь пассажиру, но это не принесло положительного результата.
  4. Перевозчик был вынужден совершить какие-либо действия или маневры, предусмотренные законом страны, которую на данном маршруте пересекало воздушное судно, вследствие этого пассажиру или его багажу был нанесён вред/ущерб.
  5. Перевозчик сможет доказать в судебном порядке, что ухудшение состояния самочувствия пассажира произошло по его собственной вине.

Могут ли пострадавшему пассажиру отказать в выплатах?

Закон на стороне пассажиров. Страховая компания не освобождается от необходимости возместить ущерб пострадавшему даже в том случае, если вред его здоровью был причинен по вине перевозчика.

Например:

  • в результате нарушения правил эксплуатации транспортного средства, а также несоблюдения требований пожарной безопасности, хранения горючих материалов и взрывчатых веществ;

  • допуска к управлению транспортным средством неквалифицированного или больного сотрудника, о состоянии здоровья и степени профессионализма которого представители перевозчика были осведомлены до поездки.

    То же касается и сохранения в тайне информации о технической неисправности транспортного средства;

  • в случае преднамеренного укрытия перевозчиком сведений об обстоятельствах, повышающих вероятность наступления страхового случая, а также его бездействия в ответ на требования страховщика устранить или минимизировать пагубное влияние этих обстоятельств на безопасность предстоящей перевозки;

  • перегрузки транспортного средства и использование его в условиях, противоречащих нормам технической эксплуатации и т.д.

Читайте также:  официальный сайт ГБУ КО «МФЦ Калужской области»

Варианты страхового покрытия

Базовое покрытие

Застрахована только гражданская ответственность. Включает в себя основные риски по причинению вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате пожара, взрыва, залива и других происшествий. Предлагаем выгодные цены на страхование гражданской ответственности квартиры, офиса, магазина, производственного или другого помещения, здания и сооружения.

Комплексное покрытие

Предполагает полную защиту бизнеса от ущерба в результате возможных происшествий. Вместе с ответственностью можно застраховать имущество, выбрать риск, помогающий покрыть убытки от перерыва в деятельности. Дополнительно можно включить в полис страхования гражданскую ответственность при проведении в помещении ремонтных работ.

Мы разработали выгодные тарифы на комплексное страхование гражданской ответственности и других рисков для страхователей:

  • бизнес-центров;
  • торговых центров;
  • сетевых магазинов;
  • объектов индустрии спорта и развлечений;
  • учреждений здравоохранения;
  • гостиниц.

Какие виды личного страхования может использовать предприятие

С помощью программ личного страхования юридическое лицо решает три задачи:

  1. Привлечь и удержать сотрудников. Корпоративное страхование, например, полис ДМС или страхование от несчастного случая, обеспечивает сотрудникам дополнительную социальную защиту. Это делает работодателя привлекательным в глазах работников.
  2. Оптимизировать налогообложение. Страхование работников за счет предприятия уменьшает налогооблагаемую базу. Организация или ИП на УСН имеет право уменьшить сумму налога на сумму уплаченных страховых взносов, но не более чем на 50%.
  3. Обеспечить финансовую защиту предприятия. Страхование рисков, например, защита работников от несчастного случая на производстве, перекладывает финансовые риски с компании на страховщика. Например, работник застрахован от несчастного случая. Если во время работы он получил травму, компенсацию ему выплатит страховая компания, а не работодатель.

Какого типа риски могут и не могут быть застрахованы

Гражданский кодекс РФ (ст. 928) содержит перечень интересов, страхование которых не допускается:

  • страхование противоправных интересов;
  • страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари;
  • страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.

Также Гражданский кодекс РФ освобождает страховщика от обязанности выплачивать страховое возмещение, если причиной нанесенного ущерба стали:

  1. ядерный взрыв, радиация или радиоактивное заражение;
  2. военные действия, а также военные маневры или иные военные мероприятия;
  3. гражданские беспорядки;
  4. забастовки;
  5. изъятие, конфискация, реквизиция, арест или уничтожение застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.
  6. действия либо бездействие страхователя;
  7. сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования (например, при заключении договора страхования жизни страхователь скрыл, что неизлечимо болен – в случае его смерти или инвалидности страховое возмещение выплачиваться не будет);
  8. получение страхователем соответствующего возмещения ущерба по имущественному страхованию от лица, виновного в причинении этого ущерба;
  9. совершение страхователем или лицом, в пользу которого заключен договор страхования, умышленного преступления, находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем (например, если владелец автомобиля, застрахованного по договору КАСКО, намеренно сожжет его и страховая компания сможет доказать его умысел, в выплате страхового возмещения будет отказано).

Виды страхования по объекту

Страхование в зависимости от объекта подразделяется на два вида: личное и имущественное.

Личное страхование представляет защиту от рисков, которые угрожают жизни человека, его здоровью, трудоспособности. Личное страхование делится на два основных вида: страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Кроме того, к личному страхованию относят еще и медицинское страхование.

Отдельно выделяют такой вид страхования жизни, как накопительное страхование, поскольку оно не связано с каким-либо риском, его цель состоит в том, чтобы аккумулировать определенную сумму к указанному в договоре сроку или событию.

Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы. К числу этого вида страхования относятся как договора страхования непосредственно от риска повреждения и уничтожения имущества, например, квартиры, дома, дачи, автомобиля (КАСКО), так и договора страхования ответственности. По договору страхования ответственности страховщик возмещает ущерб, нанесенный страхователем третьим лицам.

Одним из примеров таких договоров служит обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств. Объектом страхования по договору ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Другими примерами служит страхование ответственности авиа- и железнодорожных перевозчиков на случай порчи или пропажи багажа, нанесения вреда здоровью или гибели пассажиров по их вине.

Имущественные интересы страхователя с точки зрения объекта делятся на три группы, каждой из которых соответствует определенная отрасль страховой деятельности (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением застрахованного.

Личное страхование

Страхование жизни

Страхование от несчастных случаев

Медицинское страхование

Имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Имущественное страхование

Имущественные интересы, связанные с возникновением расходов при наступлении ответственности страхователя за ущерб, причиненный третьим лицам.

Страхование ответственности


Похожие записи: