Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

08.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.

Пoкaзaтeль нopмы и eгo виды

Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:

Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).

Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.

Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.

Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.

Учетная норма и норма предоставления жилой площади

Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.

Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.

Большинство регионов за основу берут 18 кв. м. площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:

  • предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
  • жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.

Увеличиваются нормативы также для сотрудников органов внутренних дел в чине не ниже полковника, а также лицам с ученой степенью. Однако увеличенная норма не может составлять в итоге более двух установленных значений.

Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.

Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.

Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.

Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.

1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения. Этой категории жилплощадь положена:

  • по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
  • после прохождения службы по призыву;
  • по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.

Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.

Комментарии к ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .

———————————

Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Читайте также:  Выплаты на 2 ребенка в 2023 году в Московской области

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

Что такое социальная норма и как ее рассчитать?

Величина жилой площади, которая допустима для нормального проживания гражданина и его семьи, является социальной нормой жилья. Она принимается, как ориентир при выделении жилья и субсидировании платы за услуги ЖКХ.

Этот вид жилищной нормы зависит от следующих показателей:

  • количества человек в семье;
  • уровня обеспеченности жильем по региону;
  • вида помещения, где проживает семья.

Классическими расчетными величинами социальной нормы принято считать следующие:

  • одиноко проживающему человеку – 33 кв.м.;
  • семье из двух человек – 42 кв.м.;
  • семье, имеющей в составе трех и более человек – по 18 кв.м. каждому.

Если помещение не соответствует этим нормативам, семья может собрать необходимые документы и подать заявление, чтобы встать в очередь на улучшение условий проживания.

Семьи с низким доходом, когда плата за ЖКУ составляет большую часть в семейных расходах, могут представить документы на субсидирование коммунальных услуг. Им будет предоставлена компенсация лишь на часть жилплощади в рамках социальной нормы.

Учетная норма жилплощади на одного человека

Сколько составляет норма жилплощади на одного человека? Эти сведения важно знать каждому гражданину, поскольку в противном случае не удастся решить вопрос, касающийся разделения жилой площади, определения порядка расселения, разрешения конфликтной ситуации о разделении объекта и т.д.

Внимательно изучив статью, можно узнать, какие нормы расчета используются в настоящее время в России.

Стандартной нормой жилой площади является:

  • 18 кв.м. на 1 человека;
  • 42 кв.м. на семью, в состав которой входит два человека;
  • немногим больше 30 кв.м. для семьи, состоящей из трех членов и более.

В соответствии со статьей 50 ЖК РФ учетная норма не должна быть меньше 12 кв.м. на человека.

Ссылаясь на документы жилищного законодательства, это обязательный минимум квадратных метров, на которые может претендовать гражданин при оформлении договора социального найма. Согласно статье 50 ЖК РФ, каждое муниципальное образование должно устанавливать свои значения показателя.

Норма предоставления в разных городах России различна.

В качестве примера были взяты текущие цифры квадратных метров на человека:

Область, Город Минимальное значение, кв.м. Среднее значение, кв.м. Максимальное значение, кв.м.
Московская область, Москва 18 18 18
Воронежская область, Воронеж 14 14 – 18 18
Ярославская область, Ярославль 17 17 17
Белгородская область, Старый Оскол 18 18 18
Белгородская область, Белгород 18 18 18
Белгородская область, Губкин 17 17 – 18 18
Омская область, Омск 18 18 18

Норма жилой площади по учету

Несколько иначе то, сколько квадратных метров положено на человека, определяет учетная норма. Собственно, по самому термину можно понять его значение: если на жильца в помещении приходится меньшее пространство, он вправе встать на учет в местном муниципалитете как нуждающийся в улучшении условий по жилью.

Норма эта в основном касается людей, проживающих в муниципальном или государственном жилье. У себя в квартире владелец вправе жить как угодно, и претендовать на дополнительную площадь он обычно не вправе, хотя в некоторых случаях учетная норма применяется и к квартирам, которые находятся в частной собственности. Например, по договору коммерческого найма владелец (точнее, наймодатель) может запретить нанимателю принимать временных жильцов, если в итоге на каждого человека в квартире будет приходиться меньшая площадь, нежели та, что установлена законом.

Читайте также:  Сколько стоит госпошлина на развод в 2023 году?

Определение учетных норм тоже находится в компетенции местной власти. Вот примеры лишь некоторых норм из разных городов России:

  • Москва — 10 квадратных метров для отдельных квартир и 15 — для коммуналок;
  • Воронеж — 11 квадратных метров;
  • Ярославль — 12 квадратных метров;
  • Омск — 15 квадратных метров;
  • Белгород — 15 квадратных метров.

Кому может предоставляться жилье

Раз уж речь зашла о нормах площади, стоит попутно прояснить вопрос и о том, кому вообще может предоставляться жилье от муниципалитета или государственной власти. Хотя сейчас уже не времена СССР, когда жилье предоставлялось государством, и каждый гражданин России вправе за свой счет как угодно улучшать свои жилищные условия, до сих пор существуют правила, по которым некоторым лицам может предоставляться жилье.

Сейчас жилье может быть выделено, в частности, следующим лицам:

  • малоимущим (по закону к этой категории относятся люди, уровень дохода которых ниже нормы, установленной в конкретном субъекте России);
  • ветеранам;
  • военнослужащим;
  • судьям;
  • следователям и т. д.

При этом жилье не может предоставляться иностранцам, если с их государством Российская Федерация не заключила соответствующий международный договор. Кроме того, из списка кандидатов на заключение договора социального найма в любом случае вычеркиваются собственники жилья — каким бы то жилье ни было.

Надо учесть, что сейчас фонды муниципального и государственного жилья если и увеличиваются, то крайне мало. Даже напротив: до 2016 года в нашей стране проходит приватизация жилья, и, соответственно, значительная часть муниципальных квартир продолжает переоформляться в собственность граждан. Квартиры же в новостройках в собственность государства или местного самоуправления практически не переходят.

Таким образом, лицам, имеющим право на получение жилья по соцнайму, следует либо приготовиться ждать много лет подряд, либо найти какие-то другие способы приобрести для себя жилье (кредит, ипотека, участие в программах ИЖС, государственная поддержка и т. п.).

Социальную норму расценивают как минимум, который должен получить человек при распределении фонда жилой недвижимости. Это главный критерий при выделении субсидий и воплощении других программ получения недвижимости. Показатель учитывается при принятии решения о выдачи субсидии на оплату услуг ЖКХ. В среднем по России социальная норма жилой площади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Но в некоторых регионах она несколько другая.

В Жилищном кодексе есть понятие нормы предоставления. Этот показатель используется при передаче квартир по договору социального найма или в случае стихийного бедствия. Фактически это максимально возможная для получения по площади недвижимость.

Для улучшения условий используют учетную норму. То есть это показатель минимального обеспечения человека жильем, который не может превышать норму предоставления.

В Московской области в разных городах также социальные нормы площади жилого помещения на 1 гражданина несколько разнятся:

Город

Предоставления, кв. м

Учетная, кв. м

Примечания

Серпухов

18

10

Щербинка

18

10

Реутов

18

7,5

Электросталь

17

9-11

9 кв. м для отдельных квартир и 11 кв. м для коммунальных

Дзержинский

16

9

Королев

15-22

10

Звенигород

15-18

10-15

10 кв. м для отдельных квартир и 15 кв. м для коммунальных

Ивантеевка

15-18

10

Пущино

15-18

10

Протвино

15-20

9,5

Орехово-Зуево

15

10

Красноармейск

15

9

Климовск

15

8

Жуковский

15

8,5

Бронницы

15-18

9-10

9 кв. м для отдельных квартир и 10 кв. м для коммунальных

Дубна

14

10

Коломна

14-19

8

Лобня

14-18

8

Долгопрудный

13

9

Фрязино

13-18

12-15

12 кв. м для отдельных квартир и 15 кв. м для коммунальных

Железнодорожный

12-16

9

Как видно из перечня, лидируют города Серпухов и Щербинка.

Норма предоставления жилья. Кто устанавливает?

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 ЖК РФ.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 ст. 50 ЖК РФ) устанавливается органом местного самоуправления (п. 2 ст. 50 ЖК РФ). Размер нормы предоставления, даже в минимальном своем значении, в ЖК РФ не закреплен. Вместо этого законодатель закрепляет открытый перечень факторов, влияющих на величину нормы предоставления, среди прочих выделяя лишь уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, достигнутый в соответствующем муниципальном образовании. Следует отметить весьма расплывчатый характер данного критерия. На практике, например, размер нормы предоставления рассчитывается с учетом общего количества квадратных метров жилой площади, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных по договору социального найма, а также площади, подлежащей сносу, и количества зарегистрированных граждан.

Отсутствие в федеральном законодательстве размера нормы предоставления и четких критериев ее определения обусловливает значительную дифференциацию ее количественных показателей в регионах. Например, в одном регионе России норма предоставления может составлять 12 кв. м, а в другом – 25 кв. м. Норма предоставления может различаться и на территории разных муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Федерации.

Нормы предоставления площади жилого помещения в Московской области

Даже в пределах одного региона России нормы предоставления площади жилого помещения могут существенно отличаться. Также могут варьироваться нормы предоставления жилья в пределах одного муниципального образования в зависимости от категорий граждан (например, могут быть установлены повышенные нормы предоставления для одиноко проживающих граждан, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Читайте также:  Какие пособия на детей вы можете получать, но не знаете об этом

В качестве примера можно привести нормы предоставления жилья по договору социального найма, установленные органами местного самоуправления в ряде муниципальных образований одного региона (на примере московской области):

Городской округ Балашиха МО — не менее 18 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 N 16/10); для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не менее 27 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 20.09.2017 N 11/45);

Богородский городской округ МО — не менее 18 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов Богородского городского округа МО от 25.12.2018 N 129/10);

Городской округ Бронницы МО — 15 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 25.02.2021 N 100/33);

Городской округ Власиха МО — от 14,0 до 18,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 10.02.2010 N 14/2);

Волоколамский район МО — от 16 до 18 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Волоколамского района МО от 19.12.2005 N 282-38 (ред. от 06.04.2006);

Городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района МО — 16 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района МО от 31.01.2018 N 159/37);

Волоколамский муниципальный район МО — 12 кв. м. на одного члена семьи для граждан, проживающих в сельских поселениях Волоколамского муниципального района Московской области (Решение Совета депутатов Волоколамского муниципального района МО от 27.08.2015 N 234-48);

Городской округ Восход МО — 13 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/15); для одиноко проживающих граждан в размере, превышающем норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (т.е. 26 кв. м.), если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/14);

Городской округ Дзержинский МО — 16 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Положение муниципального образования «г. Дзержинский» МО от 06.12.2005 N 6/22-ПД); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не менее 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Дзержинский МО от 18.04.2018 N ¾);

Городской округ Дмитровский МО — 33 кв. м. общей площади для одиноко проживающего гражданина, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 42 кв. м. общей площади для семьи составом из двух человек; 18 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек (Решение Совета депутатов Дмитровского городского округа МО от 30.04.2020 N 814/95);

г. Долгопрудный МО — 13 кв. м. (Решение Совета депутатов г. Долгопрудный МО от 25.04.2005 N 24-нр (ред. от 16.03.2006);

Городской округ Домодедово МО — 15 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 30.03.2016 N 1-4/710); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 28.09.2017 N 1-4/833);

г. Железнодорожный МО — от 12-16 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов г. Железнодорожный МО от 16.02.2005 N 09/57);

г. Жуковский МО — 15 кв. м. общей площади на одного члена семьи (Решение Совета депутатов г. Жуковский МО от 19.05.2005 N 32/СД (ред. от 30.06.2008);

Каширский муниципальный район МО — 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Каширского муниципального района МО от 15.12.2015 N 181-н);

г. Королев МО — 18 кв. м. на одного человека (Решение Совета депутатов г. Королева МО от 25.04.2005 N 85/516 (ред. от 15.11.2006)); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Королев МО от 27.09.2017 N 400/84);

Городской округ Красногорск МО — 30 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина; 15 кв. м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек (Решение Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 27.04.2017 N 130/8).

Как понять, считается ли семья малообеспеченной?

Для арендодателей таких ограничений нет. Арендатор имеет права и обязанности, предусмотренные договором аренды, но подчиняется требованиям Жилищного кодекса (не может открывать гостиницы, быть миссионером или беспокоить соседей).

В юридической литературе и довольно часто в правовых актах норма предоставления называется «средний уровень жизни».

Минимальный уровень жизни включает право на общежитие — для студентов и работников, находящихся в командировке; временное жилье — для людей, потерявших прежнее место жительства в результате стихийных бедствий и катастроф; а также в случае ремонта социального жилья. Если квартира была выставлена на аукцион из-за долгов, владельцу будет предоставлено временное жилье.


Похожие записи: