Порядок проведения трасологической экспертизы повреждений автомобиля

08.02.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения трасологической экспертизы повреждений автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В деле об административном правонарушении (если ему не предшествовало возбуждение уголовного дела, в котором проводилась экспертиза), экспертиза проводится либо в частном порядке либо уже в суде по ходатайству стороны.

Правила проведения трасологической экспертизы

Термин «трасологическая экспертиза» подразумевает действие процессуального характера, производимое посредством привлечения должностного лица, обладающего соответствующими навыками, знаниями и достаточным уровнем компетенции, и включает изучение доказательств, оставленных на месте ДТП с целью выявления причин их возникновения. Понятие «следы аварии» распространяется на следующие элементы дорожного происшествия:

  • повреждения на автомобилях, в числе которых частицы краски, кусочки стекла, металла, вмятины, трещины;
  • следы от колес, оставленные на дорожном полотне или грунтовой поверхности;
  • элементы, ранее являвшиеся частью автомобиля, но утратившие целостность с ТС в результате аварии (различные технологические жидкости, стекло, металл, краска).

Процедура совокупного исследования позволяет установить обстоятельства, непосредственного виновника, а также возможность включения ДТП в рамки страхового случая.

Необходимость проведения трасологической экспертизы может возникнуть в нескольких случаях.

  • Определение виновника произошедшей аварии. Как правило, происходит это, если все участники ДТП отказываются признавать себя в качестве виновника аварии.
  • Установление природы происхождения того или иного повреждения.

Второй вариант свойственен для тех случаев, когда страховая компания отказывается производить выплаты, аргументируя это тем, что определенные повреждения не могли быть нанесены ТС в рамках произошедшего происшествия.

Основными целями экспертизы, проводимой при происшествии, являются следующие:

  • определение скорости, с которой двигались ТС перед аварией;
  • наличие или отсутствие у водителей возможности предотвратить столкновение;
  • соблюдение участниками правил движения или выявление факта нарушения таковых;
  • оценка состояния участвовавшего в аварии ТС до и после ДТП;
  • траектории движения автомобиля;
  • определение схемы расположения ТС.

Также производится предварительная оценка ущерба, причиненного транспортным средствам, являющимся участниками дорожного происшествия.

Процедура назначения трасологической экспертизы может быть проведена на любой стадии производства, направленной на расследование ДТП. Основаниями к ее проведению могут выступать такие процессуальные документы:

  • определение судебного органа;
  • постановление прокуратуры или отдела дознания;
  • ходатайство одного из участников произошедшей аварии.

Как проводится экспертиза трасологическая и автотехническая

Для полноты и объективности результатов экспертизы требуется представить как можно больше информации, относящейся к данному ДТП. Это даст возможность моделировать процесс аварии более подробно и точно. Для начала процесса моделирования необходимо изучение полного пакета документов и вещественных доказательств, состоящего из следующих материалов:

  • протокол происшествия, оформленный сотрудниками полиции;
  • схема ДТП, составленная на месте происшествия инспектором ГИБДД;
  • фото и видеоматериалы съёмок, проведённые экспертом на месте аварии;
  • протоколы осмотра и оценки технического состояния автомобилей;
  • материалы полицейских видеорегистраторов и бортовых видеокамер, зафиксировавших момент столкновения;
  • справка о ДТП и другие документы.

Проведение при дорожно-транспортном происшествии

Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:

  1. Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
  2. Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
  3. Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
  4. Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
  5. Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
  6. Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.
Читайте также:  Ли поменять фамилию. Можно ли поменять имя и фамилию в паспорте? Что нужно для смены фамилии

Производство судебной автотехнической экспертизы

Эксперт государственного судебно-экспертного учреждения (далее — СЭУ) приступает к производству экспертизы после получения письменного указания руководителя экспертного учреждения (его структурного подразделения) вместе с определением (постановлением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.

Если представленных на экспертизу материалов недостаточно для решения поставленных вопросов, или имеется необходимость в организации осмотра ТС, эксперт заявляет ходатайство правоприменителю о предоставлении дополнительных материалов и организации осмотра ТС, поскольку эксперт не вправе самостоятельно собирать требующиеся ему для производства экспертизы дополнительные документы и объекты. Предоставление дополнительных материалов и организация осмотра являются процессуальным действием, связанным с удовлетворением ходатайства эксперта, и является прерогативой правоприменителя.

Эксперт проводит исследование представленных ему материалов, руководствуясь специальными знаниями и рекомендованными методиками, в строгом соответствии с требованиями закона и своей компетенцией. В распоряжение эксперта должны быть предоставлены полные сведения о транспортном средстве, о его повреждениях, а также хорошо различимые изображения поврежденного ТС, размещенные на бумажных или электронных носителях.

Объекты исследования и материалы дела, поступившие в экспертное учреждение, подлежат возврату органу, назначившему экспертизу, одновременно с представлением заключения эксперта.

➥ Заключение эксперта с приложениями к нему или сообщение о невозможности дачи заключения составляются в двух экземплярах, подписываются экспертом (экспертами) и постранично визируются. Один экземпляр документа передается органу, назначившему экспертизу, а другой хранится в делах учреждения. Подписи эксперта удостоверяются печатью СЭУ.

Преимущества работы с ЦНЭ «Право»

Чтобы получить достоверные результаты исследования, выбирайте только лицензированные компании. Оцените квалификацию и стаж специалистов в направлении транспортно-трасологических исследований.

ЦНЭ «Право» предлагает:

  • квалифицированную работу эксперта-трасолога. Автотехническую экспертизу не может провести обычный техник. Наши сотрудники имеют профильное образование и большой опыт работы;
  • уверенность в том, что заключение будет принято в любой инстанции. Компания включена в Единый госреестр оценщиков и СРО, имеет необходимые лицензии для ведения деятельности.
  • доступную помощь – наши цены на 20% ниже рыночных.

Порядок проведения трасологической экспертизы автомобиля

Многое зависит от конкретных обстоятельств аварии и задач, поставленных перед независимыми экспертами. Однако, большинство ситуаций включает следующие процедуры:

  • Осмотр. Трассологи фиксируют место происшествия и оставленные следы, участников аварии и полученные повреждения;
  • Сбор документов. Схема ДТП, протокол, объяснения участников, результаты автотехнической экспертизы – вся информация, полученная в ходе дела, тщательно обрабатывается для составления наиболее полной картины;
  • Составление экспертного заключения.

Трасология – услуга, которая позволяет отстоять свои права и финансовые интересы. Результаты проведенной оценки будут приняты как в страховой, так и в суде. Запишитесь на бесплатную телефонную консультацию, и узнайте, чем трасология может быть полезна именно вам.

Для чего проводится трасологическая экспертиза?

Как правило, дорожные происшествия характеризуются многочисленными следами: это могут быть как следы непосредственного столкновения транспортных средств, проявляющиеся в виде механических повреждений – вмятин, царапин, порывов, а также оставленные ими в ходе движения перед самым столкновением и в ходе его – торможение, скольжение, волочение, ход юзом и так далее.

Зачастую даже самая небольшая деталь может нести в себе важную информацию, помогающую раскрыть картину происшествия.

Именно в этом и состоит главная задача трасологии — одного из отделов криминалистики: исследовать обнаруженные на месте фрагменты и следы и уточнить время их появления, что позволит прояснить основные причины и обстоятельства аварии.

Читайте также:  Штрафы за отсутствие кассы в 2024 году

Основные случаи, когда проведение трасологической экспертизы является необходимостью:

  • Спорные ситуации, не позволяющие качественно восстановить действия участников аварии и причинно-следственные связи этого;
  • Выявления факта присутствия конкретной машины на месте ДТП;
  • Определения соответствия характера полученных повреждений и обстоятельств аварии;
  • Доказательства либо опровержения виновности отдельного участника аварии.

Стоимость трасологической экспертизы

Говорить о какой-то фиксированной единой цене на трасэкспертизу не приходится: она может варьироваться, в зависимости от сложности конкретного происшествия, наличия фактического материала, региона, где произошло происшествие. Важное значение играет временной фактор: естественно, скорость выполнения работ потребует дополнительных затрат.

Особенно данное обстоятельство касается проведений экспертизы в судебном порядке – в этом случае плата может достигнуть 15 тысяч рублей и более.

В ситуациях же, когда ограниченность во времени не является препятствием, и эксперты имеют возможность самостоятельного поиска дополнительных материалов по данной аварии, процедура может проводиться более скрупулезно, длиться несколько недель и стоить около 8-9 тысяч.

Возможности трасологической экспертизы

Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.

Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего следы и повреждения (механоскопические экспертизы).

Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).

Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.

Что необходимо для проведения транспортно трассологической экспертизы при ДТП:

Специалисту трасологу для проведения независимой трасологической экспертизы необходимо получить всю имеющуюся информацию. После чего трасолог приступает к моделированию дорожно-транспортного происшествия в целях определения произошедшего события. Трасологическая экспертиза при ДТП определяет, как двигался и как вел себя каждый из участников ДТП до столкновения, это позволяет установить истинную картину произошедшего.

Для организации и проведения транспортно трасологической экспертизы, с целью определения обстоятельств произошедшего ДТП, специалисту трасологу потребуются документы, относящиеся к рассматриваемому событию. В зависимости от вопросов ставящихся на рассмотрение специалисту определяется перечень необходимых материалов и документов.

  • Схема места ДТП — составляется участниками либо сотрудниками полиции;
  • Протокол осмотра места ДТП — составляется специалистом либо сотрудниками полиции;
  • Фотоматериалы, прилагаемые к протоколу осмотра места ДТП — в случаях когда съемка производится экспертом;
  • Автомобили участвовавшие в ДТП — при необходимости наружного исследования повреждений;
  • Фото и видео материал ТС — отвечающие требованиям судебной фото и видео фиксации;
  • Протокол осмотра и проверки технического состояния ТС — необходим для подтверждения исправного состояния автомобиля;
  • Справка о ДТП — составляется сотрудниками правоохранительных органов;
  • Дополнительные фото либо видео материалы с места ДТП — выполненные участниками либо свидетелями ДТП;
Читайте также:  Пошлина за права при утере в 2024 году

  • следы человека (следы ног, следы обуви, следы одежды, следы кожных покровов и частей тела, следы зубов и, как отдельный самостоятельный вид, следы рук и следы босых ног человека);
  • механоскопия (следы орудий взлома и инструментов, следы производственных механизмов;
  • изделия массового производства, запирающие механизмы и запорно-пломбировочные устройства);
  • повреждения на одежде (исключая огнестрельные повреждения, повреждения, образованные в результате применения взрывчатых веществ и взрывных устройств, повреждения, образованные в результате воздействия объемным взрывом, а также в результате жизнедеятельности биологических организмов);
  • транспортно-трасологические (следы транспортных средств);
  • следы животных.
  • классификационные;
  • диагностические;
  • идентификационные;
  • ситуационные.

Диагностические и классификационные – установление наличия и механизма образования следов и повреждений на одежде и обуви.

Идентификационные – идентификация следообразующих объектов по следам и повреждениям на одежде и обуви.

Ситуационные – реконструкция механизма происшествия.

Требования к материалам, направляемым на экспертизу

На экспертизу необходимо представить одежду (или поврежденную преграду) с повреждениями, а также орудия (колющие, режущие, рубящие, тупые) – предполагаемые следообразующие объекты.

Объекты, направляемые на экспертизу, могут иметь различные по характеру повреждения (в том числе и эксплуатационные), поэтому в заявлении следует точно конкретизировать, какие из них подлежат исследованию.

Вопросы, решаемые при проведении экспертизы повреждений одежды

  • Имеются ли повреждения на представленной одежде?
  • Каков механизм образования повреждения?
  • Каков характер повреждения (разрыв, разрез и др.)?
  • Каким орудием причинено повреждение?
  • Не причинено ли повреждение конкретным предметом?

Что такое трасологическая экспертиза

Проверка такого типа позволяет охватить широкий спектр ситуаций, возникающих на дороге.

Суть трасологической экспертизы при ДТП сводится детальному анализу следов, которые так или иначе явились следствием движения автомобиля на дороге.

К числу таких факторов относятся отметки шин на асфальте, повреждения кузовной части транспортных средств, характер повреждений ограждений, деревьев, отдельных элементов дорожной инфраструктуры. Заключение экспертизы будет явно указывать на виновника дорожной-транспортного происшествия. Выводы проверки однозначно влияют на исход разбирательства в суде.

Почему за трасологической экспертизой при ДТП лучше обратиться к нам?

Что необходимо для проведения экспертизы

Если участник ДТП хочет провести трасологическую экспертизу, ему нужно обратиться с соответствующим ходатайством. Это документ, в котором в письменном виде выражается просьба на изучение следов с места происшествия. Оно может подаваться на любой стадии расследования. Однако если документ подается в процессе апелляции уже вынесенного решения, инициатор должен пояснить причину, по которой это не было сделано ранее.

Документ должен содержать:

  • наименование суда и реквизиты дела;
  • информацию об участниках процесса;
  • информацию об организации, которая будет проводить экспертизу;
  • список вопросов к эксперту;
  • перечень предоставляемых материалов;
  • тип экспертизы.


Похожие записи: