Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы»: читаем осознанно и между строк

21.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы»: читаем осознанно и между строк». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Запасами являются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обыкновенного операционного цикла компании, или используемые на протяжении срока не больше одного года. Согласно сопоставлению со списком запасов, из ПБУ 5/01 новый список существенно расширится.

Работаем по новому понятию

Новацией стало закрепление в тексте ФСБУ определения понятия «запасы» (пункт 3), равно как и критериев признания запасов (пункт 5). Да, ни определения запасов, ни критериев их признания нет даже в тексте прародителя ФСБУ — МСФО (IAS) 2 «Запасы». Привнесли ли эти два изменения новшества в порядок ведения бухгалтерского учета запасов? Давайте разберемся.

Незаслуженно скромно, на мой взгляд, начинается определение понятия «запасы» в пункте 3 ФСБУ, а именно: «…запасами считаются активы». Заметьте: не имущество, а активы. Думаю, что ни для кого не секрет, что не всякое имущество будет активом для целей бухгалтерского учета и отчетности, равно как и не всякий актив в бухгалтерском учете будет представлять собой имущество (имущественные права).

Если вспомнить предыдущий Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ, то в нем объектами бухгалтерского учета были имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. В действующем же Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ к объектам бухгалтерского учете стали относиться уже активы. В целях бухгалтерской (финансовой) отчетности имущество и активы не являются равнозначными понятиями.

К сожалению, законодатель, хотя и употребляет понятие «актив», в текстах нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, определения самого понятия не приводит. К счастью, данное препятствие можно обойти, вспомнив ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а именно пункт 7.1, в котором сказано, в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ самостоятельно, применяя в первую очередь международные стандарты финансовой отчетности.

Окунувшись в мир международных стандартов финансовой отчетности, мы выйдем на Концептуальные основы составления финансовых отчетов и найдем в них определение актива: активом называется существующий экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий. В данном определении в целях настоящего повествования я бы сделал акцент на слове «контролируемый», данное понятие намного шире по сравнению, скажем, с «принадлежащий на праве собственности».

В итоге, какие же практические последствия имеет сказанное выше, и есть ли они вообще? Мне на практике часто встречались следующие условия импортного договора поставки в кредит (оплата после поставки), например, условия поставки, скажем EXW Берлин (ИНКОТЕРМС), при этом в договоре указывалось, что право собственности на товар переходит от продавца к покупателю по дате штампа «Выпуск разрешен» в ГТД. Причем условие про переход права собственности обычно приписывалось специально российской стороной договора, в частности для облегчения ведения бухгалтерского и налогового учета. При такой формулировке договора, когда запасы считаются имуществом, было вполне объяснимо, что поступающие по такому договору запасы принимались покупателем к бухгалтерскому и налоговому учету по дате штампа в ГТД.

Будет ли подобная практика объяснима и дальше при вступлении в силу нового ФСБУ 5/2019? Применительно к рассматриваемому примеру, при условиях поставки EXW Берлин продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, предоставив товар в распоряжение покупателя на складе в Берлине, и в дальнейшем покупатель несет все виды риска и все расходы по перемещению товара с территории продавца. То есть при прочих равных условиях покупатель получает контроль над товаром уже на заводе в Берлине, а не когда таможенный орган в России проставит штамп на ГТД. Казалось бы, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, а согласно рассматриваемым условиям договора право собственности на товар к покупателю перейдет только в РФ, а не в Берлине. Тем не менее, соответствующая норма ГК РФ (статья 211) носит диспозитивный характер, то есть позволяет сторонам в договоре прописать различные моменты перехода рисков и права собственности. Однако с 2021 года подобный ход уже не поможет регулировать бухгалтерский учет, а точнее момент признания товара в бухгалтерском учете. Товар необходимо будет принять к бухгалтерскому учету, при прочих равных условиях и при условии выполнения двух критериев признания согласно пункту 5 ФСБУ 5/2019 (с выполнением которых проблем, как правило, не возникает), в момент перехода рисков (обретения контроля) согласно условиям поставки, то есть в нашем случае, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя (его перевозчику) в Берлине. Учитывая неустойчивость курса национальной валюты, это повлияет не только на сам момент признания, но и на рублевую оценку импортного товара (если не было предварительной оплаты).

Теперь рассмотрим оставшуюся часть определения запасов: «…запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев». Для простоты дальнейшего анализа будем считать, что операционный цикл организации не превышает 12 месяцев. Здесь же сразу целесообразно упомянуть и о том, что с 2021 года утрачивают силу методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента и специальной одежды. Внесли ли такие изменения большую упорядоченность в бухгалтерский учет? На мой взгляд, внесли.

Как применять новый порядок учёта запасов с 2021 года

Согласно п. 47 ФСБУ 5/2019 есть два варианта: пересчитать показатели прошлых лет или применять только к новым фактам хозяйственной жизни, то есть с 2021 года.

В учётную политику на 2021 год нужно внести изменения.

  1. Уберите упоминания устаревших нормативных актов: ПБУ 5/01 «Учёт МПЗ», методических указаний, утв. Приказом Минфина России № 119н от 28 декабря 2001 г. и № 135н от 26 декабря 2002 г.
  2. Если вы оценивали незавершённое производство по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, утвердите другой метод из пп. 27 ФСБУ 5/2019.
  3. Приведите положения, касаемые запасов, в соответствие с нормами ФСБУ 5/2019.
  4. Пропишите вариант, который вы выбрали для начала применения нового стандарта — с 2021 года или с пересчётом прошлых лет.
Читайте также:  Все существующие способы заплатить налоги

Как оценивать запасы при признании?

Так же, как и в настоящее время, запасы станут оцениваться согласно фактической себестоимости. При этом новый стандарт определяет различные принципы учета для объектов незавершенного производства, готовой продукции и для других запасов.

Запасы (за исключением незавершенного производства и готовой продукции)

В фактическую себестоимость включаются фактические затраты на приобретение (формирование) запасов, доведение их до надлежащего состояния и перемещение в место пользования, реализации либо потребления. Перечислим данные расходы:

  • суммы, оплаченные (подлежащие оплате) поставщику. В нихнеобходимо учитывать все бонусы, уступки, вычеты, премии и льготы. Возмещаемые налоги и сборы принимать во внимание не нужно. Предоплату учесть в качестве расходов нельзя, до тех пор, пока поставщик (подрядчик) не предоставит запасы, не выполнит работы, не окажет услуги;
  • затраты на заготовку и доставку;
  • затраты на доведение запасов до надлежащего состояния (затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик);
  • стоимость демонтажа, утилизации запасов и мер по возобновлению окружающей среды;
  • проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива (связанные с приобретением (созданием) запасов);
  • иные требуемые расходы.

В себестоимость запасов не включаются:

  • затраты, возникшие из-за чрезвычайных ситуаций;
  • управленческие затраты, помимо ситуаций, когда они напрямую связаны с приобретением (формированием) запасов;
  • расходы на хранение запасов, если оно не является частью технологии производства или условием закупки;
  • иные расходы, которые не включены в состав необходимых.

Предприятие обязано сформировать резерв при обесценении запасов (фактическая первоначальная стоимость запасов превосходит их чистую стоимость продажи). Резерв формируется в объеме превышения фактической себестоимости запасов над чистой стоимостью их реализации. Балансовой стоимостью запасов станет их фактическая первоначальная стоимость за вычетом резерва. В случае если чистая стоимость продажи запасов, по которым признано обесценение, не прекращает уменьшаться, их балансовая стоимость снижается вплоть до чистой стоимости продажи путем увеличения резерва под обесценение. Если чистая стоимость реализации увеличивается, балансовая стоимость возрастает вплоть до чистой стоимости реализации путем восстановления ранее сформированного резерва (однако никак не больше их фактической себестоимости).

Величина обесценения запасов обязана являться расходом периода, в котором создан (увеличен) резерв. Размер восстановления резерва относится на уменьшение суммы затрат, признанных в данном периоде.

Предприятие, которое имеет право использовать упрощенные методы ведения учета, сумеет производить оценку запасов на отчетную дату согласно себестоимости.

Компании розничной торговли, которые дают оценку приобретенным товарам по продажной стоимости с отдельным учетом наценок, стоимость этих товаров показывают в бухгалтерском балансе без наценок. Отличие между указанной стоимостью товаров и их фактической себестоимостью относится на уменьшение (увеличение) суммы затрат в отчетном периоде, в котором выявлена указанная разница.

ФСБУ 6/2020 «Основные средства»

Для организации учета основных средств в 2022 году согласно правилам нового ФСБУ нужно произвести инвентаризацию ОС по состоянию на 1 января 2022 года. Если этого не было сделано в конце прошлого года, инвентаризацию нужно сделать хотя бы сейчас, оформив документацию задним числом.

Нужно сгруппировать основные средства (недвижимые объекты, транспортные средства и т.д.), сделав классификацию по возможности более удобной для учета. Например, можно классифицировать транспортные средства на грузовые и легковые и др.

Также нужно закрепить в учетной политике лимит стоимости основных средств на 2022 год. Удобно для этого брать 100 тыс. руб., и тогда бухгалтерский учет будет максимально приближен к налоговому.

Кроме того, нужно организовать бухучет основных средств, стоимость которых списана в учете (т.е. самортизирована), но по факту эти объекты используются и дальше.

На основании положений ФСБУ 6/2020 предлагается при необходимости пересмотреть срок полезного использования ОС (в сторону увеличения или уменьшения). Компаниям не обязательно это делать, но желательно, когда у них в собственности есть сильно устаревшие основные средства.

Документальное оформление

Как было указано выше, существует несколько нормативных актов, которые могут использоваться для фиксирования движения.

Поступление активов на склад компании оформляется с помощью приходного ордера или акта о приемке материалов. Решение об использовании одной из этих бумаг принимается после тщательного подсчета количества ресурсов и сравнения его с указанным в контракте. Если результаты совпадают, применяется первый вариант.

Товарно-транспортная накладная выступает в качестве первичного нормативного документа по учету МПЗ, если перевозка осуществлялась автомобилями. Внутреннее перемещение сотрудники организации закрепляют в требовании.

Существуют лимитно-заборные карты, которые задействованы с целью фиксирования затрат.

Единый налоговый платеж (ЕНП) с 1 января 2023 года становится в РФ обязательным для всех организаций, ИП. Он представляет собой особый порядок уплаты налогов, сборов, взносов, пеней, штрафов и процентов, и касается расчетов с государством практически по всем налогам и обязательным платежам, кроме:

  • налог на профессиональный доход;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);
  • НДФЛ с доходов иностранцев, работающих в РФ по патенту (ст. 227.1 НК РФ);
  • госпошлина, по которой судом не выдан исполнительный документ.

Поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым единый налоговый платеж становится обязательной нормой для всех с 1 января 2023 года, внесены в НК РФ Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с положениями Федерального закона № 263-ФЗ единый налоговый платеж предполагает уплату организацией, индивидуальным предпринимателем в государственный бюджет сразу нескольких налогов и взносов одним платежным поручением. При этом в платежном документе не требуется уточнения вида платежа, срока уплаты, принадлежность платежа к виду бюджета и других моментов. Налоговая инспекция самостоятельно распределит поступившие средства в счет исполнения обязательств налогоплательщика (НК РФ Статья 45.2. «Единый налоговый платеж организации, индивидуального предпринимателя. Особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов»). Эти же положения распространяются на порядок уплаты налогов физическими лицами (НК РФ Статья 45.1 «Единый налоговый платеж физического лица»).

С введением единого налогового платежа с 1 января 2023 года также вводятся единые сроки сдачи отчетности по налогам, взносам и страховым платежам и единый (универсальный) срок уплаты налогов и обязательных платежей в бюджет. Порядок уплаты налогов, сборов, взносов и новые сроки сдачи отчетности изменены в НК РФ на основании Федерального закона от 14.07.2022 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Введено общее для всех налогов правило — вначале налогоплательщик сдает отчетность по налогам и обязательным платежам, а затем платит налог.

Читайте также:  Как получить пособие при рождении ребёнка в 2022-2023 году

Единый срок сдачи отчетности в ИФНС: с 1 января 2023 года основные виды налоговой отчетности должны будут представляться в налоговые органы не позднее 25 числа после окончания соответствующего отчетного/расчетного/налогового периода (Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ).

Единый срок уплаты налогов, взносов и страховых платежей: с 1 января 2023 года срок уплаты налогов, взносов и страховых платежей – 28 число после окончания соответствующего отчетного/расчетного периода (Федеральный закон от 14.07.2022 N 239-ФЗ).

Если обобщить вышеизложенное, то схему работы единого налогового платежа (ЕНП) можно кратко определить следующими действиями:

  • организация или ИП перечисляет единый налоговый платеж с указанием в платежном документе ИНН, КПП и суммы платежа без дополнительной уточняющей информации;
  • сумма платежа поступает на счет Федерального казначейства;
  • налоговая инспекция распределяет полученные средства по назначению (по КБК), исходя из имеющихся у нее данных и информации, которую предоставляет плательщик.

Сам порядок расчета налогов при переходе на единый налоговый платеж и единый налоговый счет не изменится. А вот страховые взносы будут рассчитывать с учетом изменений, которые связаны с объединение фондов. Необходимо отметить, что параллельно с введением единого налогового счета с 1 января 2023 года в РФ заработает Единый социальный фонд (ЕСФ), созданный вследствие объединения ПФР и ФСС. Это влечет за собой изменения в части начисления и оплаты страховых взносов. Основные из них:

  • вводится единая предельная база для исчисления страховых взносов;
  • вводится единый тариф страховых взносов с 1 января 2023 года;
  • вводятся новые льготные тарифы и сохраняются пониженные для отдельных категорий компаний и сфер деятельности;
  • страховые взносы необходимо рассчитывать и платить в виде единой суммы;
  • казначейство также будет самостоятельно распределять полученную от плательщика сумму по видам страховых платежей;
  • срок уплаты взносов не позднее 28-го числа следующего календарного месяца.

Стоимость основных средств в 2021 году

Начальная стоимость формируется из нескольких компонентов. Первое — цена согласно договору покупки, продажи. Цена определяется основываясь на материалах для производства, строительства объектов. Второе — доставка. Третья составляющая — приведение к рабочему виду для сдачи в эксплуатацию.

Говоря о бухучете, изначальная стоимость формируется из большего количества критериев (например, проценты по кредиту).

Налоговый учет основных средств не включает налог на добавочную стоимость. Исключение возможно только когда фирма имеет право не платить налоги на добавочную стоимость. Второе исключение — объект фигурирует в сделках без начислений НДС.

Особенность налогового учета — предусмотрен лимит. Амортизация возможна только для объектов дороже 100.000 рублей. Когда сумма меньше — бухгалтерия вынуждена выполнить списание.

Стоимость объектов определяется единожды. После первого подсчета стоимость больше не пересматривается. Исключения: перестройка, переоборудование, реорганизация, обновление. В таких случаях дополнительно предоставляют подтверждение причины внесения изменений для перерасчета.

Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств, часть 2

Для налога на прибыль (лимит стоимости ОС) — 100 тыс. рублей;

Для бухгалтерского учета (лимит стоимости ОС):

С 2022 года: организация вправе сама определять применяет ли она лимит стоимости ОС и если да, то сама определяет сумму такого лимита;

До 2022 г.: 40 тыс. рублей (или менее, если установлено учетной политикой).

Лимит стоимости основных средств для налога на прибыль организаций определен п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и составляет:

С 1 января 2016 года по настоящее время: 100 000 рублей (Федеральный закон от 08.06.2015 N 150-ФЗ).

С 01.01.2011 по 01.01.2016: 40 тыс. рублей (Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

С 01.01.2008 по 01.01.2011: 20 тыс. рублей (Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ).

С 01.01.2002 по 01.01.2008: 10 тыс. рублей (Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

Лимит стоимости основных средств не может уменьшаться или увеличиваться налогоплательщиком. В то же время, с целью сближения с бухгалтерским учетом, налогоплательщик вправе установить учетной политикой категории малоценных основных средств, стоимостью менее установленного лимита, которые он будет амортизировать (а не списывать единовременно на расходы). Такую возможность предоставляет пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ:

«В целях списания стоимости имущества … в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей».

В налоговом учете, лимит стоимости основных средств распространяется и на нематериальные активы. Дело в том, что этот лимит распространяется на все виды амортизируемого имущества, в том числе и на нематериальные активы (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Пример

Организация приобрела компьютер стоимостью 60 тыс. рублей.

Учитывая, что стоимость такого основного средства менее 100 тыс. рублей, такой компьютер амортизируемым имуществом не признается и списывается на расходы единовременно.

Пример

Организация приобрела сейф стоимостью 115 тыс. рублей.

Учитывая, что стоимость такого основного средства более 100 тыс. рублей, такой сейф признается амортизируемым имуществом и списывается на расходы посредством амортизации.

Под основными средствами … понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Амортизируемым имуществом … признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).

К материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости имущества, указанного в настоящем подпункте, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Как принимаются к учету МПЗ?

Порядок оценки МПЗ при их принятии к учету описан в разд. II ФСБУ 5/2019.

Согласно п. 9 в общем случае запасы признаются по фактической себестоимости. В фактическую себестоимость МПЗ (кроме НЗП и готовой продукции), включаются фактические затраты:

  • на приобретение (создание) запасов;
  • приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования.
Читайте также:  Как оформить опекунство над инвалидами 1, 2 и 3 групп в 2023 году

При этом в фактическую себестоимость запасов, в частности, включаются:

  • суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате продавцу;
  • затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования);
  • затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов);
  • величина возникшего в связи с приобретением (созданием) запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды;
  • связанные с приобретением (созданием) запасов проценты, которые подлежат включению в стоимость инвестиционного актива;
  • иные затраты, связанные с приобретением (созданием) запасов.

Подробнее о том, как и в какой оценке принять к учету МПЗ по правилам ФСБУ 5/2019, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Впоследствии МПЗ должны учитываться по наименьшей из величин:

  • фактической себестоимости;
  • или чистой стоимости продажи.

Это требует проведения оценки МПЗ на каждую отчетную дату и при необходимости создания резерва под обесценение (п. п. 28-30 ФСБУ 5/2019). Напомним, ПБУ 5/01 требовало переоценивать МПЗ и создавать резерв на конец года.

Производственные запасы — это актив или пассив баланса, куда они относятся и как отражаются в отчете?

Материально производственные запасы — это активы, и отражаются они в соответствующей части баланса в разделе «Оборотные активы». Для записи сведений по этому направлению отведена строка 210, носящая название «Запасы». Расшифровка ее приводится в детализирующих строках с 211-й по 217-ю, а именно:

  • 211-я строка содержит данные по сырью, материалам и пр.;
  • 212-я — отведена для сельхозпредприятий, занимающихся животноводством;
  • 213-я — для затрат по незавершенке;
  • 214-я — для готовой продукции и товаров, предназначенных для реализации;
  • 215-я — для отгруженных товаров;
  • 216-я — содержит информацию по расходам будущих периодов;
  • 217-я — о прочих запасах и расходах.

О сроках сдачи бухгалтерского баланса, рассказано в статье «Когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы)».

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

IV. Распределение ЕНП

Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:

  1. недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.

Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:

  1. госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
  2. авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):

  1. налог на профессиональный доход,
  2. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

О параллельном импорте в цитатах:

«Мы внимательно подошли по брендам. Иностранные компании, которые локализованы в России, гарантировали поставки и никуда не уходят, не стали подводить под параллельный импорт. Бренды, которые не производят и больше не завозят, мы включили в параллельный импорт» — Минпромторг РФ, 28.05.2022

«Ввоз продукции параллельными импортёрами на территорию России не лишает потребителя права гарантийного обслуживания и технической поддержки. В отношении продукции, ввозимой параллельными импортерами на территорию России, будут осуществляться все существующие таможенные и контрольные процедуры» — ФАС России

В то же время Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли РФ и заместитель председателя правительства РФ, отметил следующее:

«Сегодня у нас работает параллельный импорт. Мы это сделали осознанно для того, чтобы сбалансировать рынок. Но это временное решение. Вы готовьтесь к тому, что мы скоро параллельный импорт отменим по группам [товаров], когда будем понимать, что у нас есть достаточно российской продукции», — приводит слова Дениса Мантурова ТАСС.

Имущественный и земельный налоги

В 2023 году по налогам на имущество и землю предусмотрены такие корректировки:

  • имущественный и земельный налоги будут рассчитывать на основании кадастровой стоимости на 01.01.2022 г., если она на 01.01.2023 г. увеличится. Исключение в данном случае — ситуация, когда стоимость недвижимого объекта или земельного участка выросла в связи с изменением характеристик;
  • отменят обязанность сдавать декларацию по налогу на имущество по объектам, которые облагаются налогом на основании кадастровой стоимости. Не нужно будет сдавать эту декларацию по итогам 2022 года и позже. ИФНС будет присылать сообщение о начисленной сумме налога. Налогоплательщики будут сдавать налоговикам заявление на льготы (при их наличии), а также сами считать и платить авансы и годовой налог, регулировать расхождения информации с базой ИФНС;
  • поскольку декларацию по «кадастровой» недвижимости отменят, будет использоваться новая форма декларации по налогу на имущество — ее нужно будет подавать, начиная с итогов 2022 года.


Похожие записи: